Отец Анатолий получает небольшую зимнюю церковь при храме Николая Доброго. Община радостно встречает своего пастыря. И начинается вновь его служение. Так длится до того злосчастного дня, когда митрополит Сергий издает свою "декларацию". Неслыханная ложь раздается с амвона от лица Церкви. Так было еще впервые. Люди страдали, но они знали, что есть место, недоступное лжи и неправде. Пусть отступали отдельные пастыри, но Церковь, Церковь была свободна, и, когда появились живоцерковники всех толков, верующие быстро разобрались, что это падение отдельных людей, но Церковь чиста и непорочна, как Невеста Христова. А вот теперь... И лучшее духовенство всех городов начало быстро сплачиваться. В Церкви не должно быть и тени неправды. Литургия — в переводе общее дело, творится она по благословению архиерея, чье имя на антиминсе, но поминая епископа, ты становишься частью того общества, символом чего он является. Каждый за всех в ответе — это соборное начало православия. Но можно ли становиться одним целым с ложью и хулой на Духа Святого? И все духовенство, лучшее в нем, ищет выхода. Не все епископы предали. И вот начинается движение, которое враги Церкви назвали потом "иосифлянство" (по имени ставшего во главе митрополита Иосифа (Петровых). Отец Анатолий едет в Ленинград, там становится под окормление епископа Дмитрия Гдовского. Дальнейшее служение он совершает в храме Преображения, где служил о. Спири-дон, который также примыкает к отделившимся от Сергия. В своих проповедях и беседах, наряду с евангельскими темами, он разъясняет молящимся положение Церкви, призывает их не нарушать чистоты Православия...
Чтобы понять Варлаама, надо постичь, что есть глубина раскаяния.
Это может стать понятно нам, по-человечески, по-грешному, вспоминая, как вольно или невольно, в рассудке или во вспышке гнева, словом или делом, нанесли мы обиду ближнему, либо даже тварям земным, и раскаялись в совершенной несправедливости. Но еще горше, когда содеянного нами поправить нельзя и ничем уже не поможешь и ничего не вернешь, а есть одно содеянное тобой зло, и ты остаешься наедине с ним, и ты остаешься наедине с ним – тогда наступает подлинное раскаяние и чем страшнее содеянное, тем бездоннее глубина раскаяния.
(Блаженный Иоанн Устюжский - день памяти 11 июня (н.ст)
Мало кто верил, да как и поверишь? Народ устюжский бывалый, всякого насмотрелись. Чтоб малец чудотворил? – да не бывает такого! Одному удивлялись – собаки к нему ласковы, а известно: собаки плохого и хорошего человека отличают. Так и за отроком ходили собаки. Утром они входили с ним в город и разбегались куда-то, вечером же, когда отрок уходил, сбегались к нему...