«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало».
Обыкновенно, возлюбленные братья и сестры, и чада о Господе духовные, обыкновенно мы духовные пастыри ваши, составляем и посылаем ко благовремени Светоносного Воскресения Христова Пасхальные Послания, многие из которых имеют глубину и значимость, и богатство богословских и пастырских доводов, но однако ничтожны в духовном отношении и Воскресении ...
Мы возглашаем друг другу пасхальные приветствия, без того чтобы обратить это приветствие к воскресению нашей собственной мертвости. И сие потому так, что внутри нас нет совоскресения Христу, а ведь ради этой цели само переживаемое нами Спасительное Воскресение Христово произошло именно таким способом, - но нет внутри нас «умерщвления адовой греховности» и соответственно «иного жития вечного начала».
Таинство сие совоскресения с воскресшим Христом – есть таинство спасения. И как таинство его нельзя описать, невозможно проанализировать. Но им можно жить. И таковое жительство означает, что мы умерщвляем внутри нас царство греха, разбиваем ключи и замки Ада и тогда действительно приходит в нас свет Воскресения.
Иначе, если и возглашаем мы друг другу одними только устами «Христос Воскресе!» и «Воистину Воскресе!», пребывая тем не менее в гробе различных лукавствий, гордыни и нераскаянности, тогда жительство наше проходит вне таинства спасения.
Так вот, хотя мы и произносим великие слова, публикуем броские послания, явно ощущаем некоторую мирскую радость – мы не встретили воскресения, более того отреклись от него своими своими лукавыми деяниями. Мы из Царских Врат возглашаем «Придите вземлете свет от невечернего света» и вы торопитесь возжечь свечи ваши. И несмотря на это пребываем по большей части во мраке. Потому как, если гасим грехами нашей жизни тот свет, который есть в нас – сколько там тьмы? Если устами нашими возглашаем «смерти празднуем умерщвление» и при этом живем как мертвецы, безнадежно небрежны к духовному, если не нас волнует храбрость Иосифа Аримафейского, который отважился просить похоронить тело Христово, если не мы вдохновляемся мужеством почтенного из начальствующих Никодима или мужественностью Жен Мироносиц, если пребываем у гроба в отрицании и неверии, тогда какая нам польза от говорения «Христос Воскресе»?
Каким образом будем трудиться ради исхода от гроба грехов? Как можем праздновать истинную Пасху? Чрез совоскресение!
Прежде пройдя путь сораспятия, сохождения и совосхождения со Христом на Голгофу - вот что имеет абсолютно полную связь с совоскресением. Но и сие сохождение и совосхождение со Христом на Голгофу будет иметь ценность и действительность только в смирении и сокрушении. И даже если мы прямо отрекаемся от Учителя - еще есть путь сохождения Христу. Петр трижды отрекшись от Христа, услышав трижды прокричавшего петуха «исшед вон плакася горько».
Только смиренные и уязвленные сердцем знают дорогу покаяния и сокрушения. И только прошедшие через личную Голгофу смирения и мучений, т.е. значит покаяние, и первыми достигшие пустого гроба, переживут воскресение и вкусят неизреченной радости вечности. Только елицы вернии познают в жизни своей Христа как «Закланного агнца», узрят его как победителя смерти, ибо только они знают что значит «изыде побеждаяй и да победит».
Возлюбленные мои братия, как есть всегда и днесь путь Голгофы – это путь которым шествует истинная Церковь Христова. Более того Церковь есть единственный путь Голгофы. Единственный путь к Воскресению. Ибо Она есть Церковь Креста и Воскресения. Елицы жительствующие как истинные члены Ее, елицы содержащие безукоризненным и подлинным доброе Исповедание Веры (Православие, которое немыслимо без Праводелания, т.е. без сохождения и сораспятия Христу), только они в действительности восходят мученическим путем Голгофы, только они празднуют действительное воскресение, только они достоинствуют совоскресения, только для них делается действительным пасхальное приветствие:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Кирик,
Пасха 2007 г. от Р.Х.
(перевод с греческого - свящ. Андрей Сиднев)
|