В центре внимания богословских дискуссий нашего времени стоит вопрос о святых таинствах. Об их единстве и согласовании много говорится в рамках экуменического движения. Из этого следует, что еще большую полемику должен вызывать вопрос о святом крещении – таинстве, которым осуществляется вхождение в Церковь. Поэтому совершенно необходимо глубоко изучить святоотеческое учение по этому вопросу во всей его полноте, чтобы в подобных дискуссиях всегда был виден путь следования к явленной и единственной спасительной Истине.
Учитывая это, мы и выбрали предмет исследования, когда удостоились чести быть приглашенными участвовать в богословском симпозиуме, организованном «Патриаршим институтом исследования святоотеческого наследия» под руководством проф. Панайотиса Христу. Симпозиум проходил 24-27 августа 1981 г. в Фессалониках, и темой обсуждения на нем был Второй Вселенский собор.
Доклад, прочитанный на симпозиуме, был посвящен Правилу VII, принятому на Втором Вселенском соборе, и его толкованию колливадами и К. Икономосом Икономийским. Содержание этого доклада и легло в основу первой главы настоящей работы. Однако мы сочли необходимым дополнить его рассмотрением исторического аспекта проблемы, то есть учением тех же авторов относительно применения данного Правила в жизни Церкви.
Мы сердечно благодарим «Патриарший институт», предоставивший нам повод для создания этой работы, а также тех преподобных отцов-святогорцев, которые не только морально, но и материально поддержали ее публикацию. Тот неоспоримый факт, что Святая Гора во все века и особенно сегодня является ковчегом, в котором хранится в неизменном виде традиция исихазма как православного свято-духовного пути жизни и остается неповрежденной православная вера, подчеркивает роль, которую сыграли отцы-колливады Святой Горы, включая святого Никодима (Агиоритиса, Святогорца; Hagioritis означает «живущий на Святой Горе»), как свидетели и носители православного Предания.
Проф. Георгий Д. Металлинос,
"Исповедую едино Крещение... изъяснение и применение Правила VII Второго Вселенского Собора отцами колливадами и Константином Икономосом"
|