Патриарх Кирилл V, который жил в очень беспокойное время, занимает видное место в истории Вселенского Патриархата. Родившись в конце XVII в. в городе Димитсана на Пелопеннесском полуострове, он какое-то время жил на Святой Горе и на острове Патмос, где учился и был пострижен в монахи. В 1737 г. он был избран митрополитом Меленойконским в Македонии, а в 1745 г. переведен в Никомидийскую епархию в Малой Азии. В 1748 г. он был избран Вселенским Патриархом, но в 1751 г. смещен из-за возникших беспорядков. Уже в первый срок службы у Патриарха возник конфликт с западниками и организаторами римо-католической пропаганды. Его главным оппонентом был французский посол, поскольку Франция была покровительницей римских католиков в пределах Оттоманской империи.
Во время двух своих сроков служения Патриарх Кирилл столкнулся с двумя фундаментальными проблемами, в ходе решения которых он приобрел много друзей и столько же врагов. Для того, чтобы положить конец фракционной политике епископов в период их проживания в Константинополе и постоянной смене патриархов – тому, чем не упускала случая «поживиться» западная пропаганда, он в 1751 г. распустил епископов (повторив эту меру в 1755 г.) и обязал их вернуться в свои епархии. Таким образом он снискал ненависть многих иерархов и их постоянное противостояние. Это проявилось позднее, прежде всего в решении вопроса о (повторном) крещении римских католиков. Не меньше внимания он посвятил вопросу финансовой политике Великой Церкви, проведя сбор денежных средств и сформировав для этого в 1755 г. смешанный комитет, в который вошли епископы и светские чиновники. Он также стремился наладить образование и с этой целью в 1749 г. основал Афонскую школу.
Обострение вопроса о (повторном) крещении западных христиан связано с попытками Патриарха Кирилла, начиная с 1749 г., оградить Православие от все более тесных контактов с римо-католической церковью и от прозелитских инициатив папы Римского, а также его посягательств на Святыни Святой Земли и Александрийского Патриархата. Он начал антипапскую кампанию, опираясь при этом на доверие и поддержку большей части монашества и простого люда. Однако просвещенная часть населения и высшее духовенство остались к этой кампании равнодушны, а входящие в состав Синода епископы выступили против нее по вышеуказанным причинам.
28 апреля 1755 г. синодальные епископы созвали Собор, на котором они подвергли резкой критике книгу «Отказ от окропления» и осудили (повторное) крещение выходцев с Запада. Возглавлял эту контратаку главный оппонент и в последствии преемник Патриарха Кирилла Каллиник IV. Патриарх Кирилл со своей стороны, руководствуясь святоотеческими взглядами и стремясь обуздать ставшую слишком дерзкой западную пропаганду не замедлил выступить против группы иерархов и обвинить их в неканонических действиях. Так в июне 1755 г. он опубликовал свое заявление, известное под названием «Анафема тем, кто принимает папские таинства», которое было зачитано в церквах и с энтузиазмом встречено простыми православными верующими. В этом документе Патриарх Кирилл изобличил иерархов в давлении, которое они оказывали на Патриарха с целью подписать прозападное постановление, и тем самым подверг опасности не только свой трон, но и свою жизнь. Кроме того, Патриарх Кирилл предпринял и более решительные меры. Он распустил антипатриархальный Синод и отправил епископов в их епархии. Затем, вместе с Патриархами Матфеем Александрийским и Парфением Иерусалимским он подписал известное «Определение Святой Церкви Христовой» (Όρος της Μεγαης Εκκλησιας του Χρήστου), в котором рекомендовалось «данное Богом святое крещение» и объявлялось неприемлемым «крещение, иначе проводимое еретиками». «Определение», описывает каноническую практику Великой Церкви по этому вопросу, официально осуществляемую по сей день.
У Патриарха Кирилла, приверженца традиции, был, среди других, пылкий соратник в борьбе – знаменитый и выдающийся богослов своего времени Евстратий Аргентис (Ευστρατιος Αργεντης). Его противникам не удалось аннулировать «Определение», несмотря на организованные нападки, в частности осмеяние и клевету. Противодействие Патриарху Кириллу в конце концов привело к его смещению, вопреки протестам со стороны простого народа, который остался верен своему Патриарху-исихасту. Его дважды лишали духовного сана (в январе 1757 г. и в 1763 г.): в этом выразилась вся ненависть к нему врагов и их стремление дискредитировать его. Он скончался 27 июля 1775 года, пребывая в тихом уединении на Святой Горе Афон.
Проф. Георгий Д. Металлинос,
"Исповедую едино Крещение... изъяснение и применение Правила VII Второго Вселенского Собора отцами колливадами и Константином Икономосом"
Библиография:
Papaderos, Alexandros, Metakenosis: Griehenlands kulturelle Herausforderung durch die Aufklkarung in der Sight des Korais und des Oikonomos. Meisenheim am Glan, 1970
Patsavos, Lewis J., «Konstantinos Oikonomos of the Oikonomoi», Post-Byzantine Ecclesiastical Personalities (Пацавос, Льюис Д., «Константин Икономос Икономийский», Пост-Византийское духовенство), ed. by Nomikos Michael Vaporis, pp. 69-85. Brookline, MA, 1978.
Protopresbyter George D. Metallinos (Протопресвитер Георгий Д. Металлинос, Неизученные аспекты греческой автокефалии), 2nd ed., Athens, 1989, (p.123ff).
|