Самый выдающийся греческий священнослужитель и богослов XIX века Константин Икономос трудился на поприще образования. Сначала он преподавал в Смирне (1809-1819 гг.), в то же время проповедуя Православие и противостоя пропаганде инославных миссионеров. Вселенским Патриархом Георгием V, священномучеником (+ 1821) , был назначен главным экономом Вселенского Патриархата и главным проповедником Великой Церкви Христовой. После того как в Греции в 1821 г. разразилась революция, он бежал в Одессу (Россия), где уже существовала большая греческая диаспора. Цари несколько раз удостаивали его наград, денежного вознаграждения и, наконец, пожизненной пенсии (7000 рублей в год). Берлинская Академия провозгласила К. Икономоса своим членом-корреспондентом, и он стал известен в Европе как автор многих важнейших трудов.
В октябре 1834 г. он вернулся во вновь образованное государство Грецию и в 1837 г. поселился на постоянное место жительства в Афинах, где до самой смерти вел активную деятельность как ученый, писатель, учитель и церковный проповедник. Его дом стал центром притяжения для наиболее образованных людей того времени, а он сам явился наставником огромного числа духовных чад, которые впоследствии заняли ключевые позиции в греческом обществе и Церкви. Он выступал против западных миссионеров и их антицерковной деятельности, а также против аналогичной деятельности греческого правительства.
К. Икономос был главным противником автокефалии Греческой Церкви, достигнутой в результате государственного переворота (с помощью баварцев в 1833 г.), когда насильственное отделение Церкви Греции от Вселенского Патриархата, бывшего в то время также и центром этнархии православных государств на Балканах, послужило сигналом к отпадению западных держав от «Римской этнархии (империи)». Однако Икономос выступал в поддержку законного провозглашения греческой автокефалии (которое все-таки произошло в 1850 г. при его непосредственном участии) с целью сохранения духовных связей православных народов Оттоманской империи с их духовно-этнархическим центром. Он поддерживал контакты и переписку с наиболее выдающимися деятелями своего времени как в Греции, так и за рубежом и был другом многих не-православных ученых, таких, как К. Тишендорф (C. Tischendorf) в Германии.
Он умер 8 марта 1857 г., оставив после себя помимо обширной переписки, богатейшее собрание богословских и филологических трудов. К. Икономос был исследователем и выдающимся знатоком святоотеческого наследия, которое ревностно защищал в своих работах и устных выступлениях. В соответствии с духом времени он сосредоточил свое внимание на каноническом порядке и на опровержении контраргументов, выдвинутых западной церковной и политической пропагандой. Одним из опровергаемых им оппонентов был не менее известный греческий богослов и священник-схоласт Феоклит Фармакидис (1784-1860 г.), который в свободной Греции был выразителем западной духовности, имея симпатии к протестантизму и поддерживая политику Великобритании.
Проф. Георгий Д. Металлинос,
"Исповедую едино Крещение... изъяснение и применение Правила VII Второго Вселенского Собора отцами колливадами и Константином Икономосом"
Библиография
Papaderos, Alexandros, Metakenosis: Griehenlands kulturelle Herausforderung durch die Aufklkarung in der Sight des Korais und des Oikonomos. Meisenheim am Glan, 1970
Patsavos, Lewis J., «Konstantinos Oikonomos of the Oikonomoi», Post-Byzantine Ecclesiastical Personalities (Пацавос, Льюис Д., «Константин Икономос Икономийский», Пост-Византийское духовенство), ed. by Nomikos Michael Vaporis, pp. 69-85. Brookline, MA, 1978.
Protopresbyter George D. Metallinos (Протопресвитер Георгий Д. Металлинос, Неизученные аспекты греческой автокефалии), 2nd ed., Athens, 1989, (p.123ff).
|