1. Въ Ветхомъ Завѣтѣ подъ постомъ однозначно понимается полное неяденїе, даже когда рѣчь идётъ о многодневномъ воздержанїи отъ пищи. Такъ, Моѵсей пребывалъ на горѣ Синай «четыредесять днїй и четыредесять нощей: хлѣба не яде и воды не пи» (Исх. 34, 28). Въ книгѣ Есѳирь находимъ примѣръ и болѣе краткаго, трёхдневна-го поста: «поститеся о мнѣ, и не ядите ниже пїйте три дни день и нощь: азъ же и служебницы моя такожде не имамы ясти» (Есѳ. 4, 16).
Однодневный постъ означалъ полное воздержанїе отъ пищи и питїя до вечера: «И взыдоша вси сынове израилевы и вси людїе, и прїидоша въ Веѳиль, и плакашася, и сѣдоша тамо предъ Господемъ, и постишася въ той день даже до вечера» (Суд. 20, 26). «И емься Давидъ за ризы своя, и раздра я, и вси мужїе иже съ нимъ раздраша ризы своя, и рыдаша и плакашася, и постишася до вечера» (2Цар. 1, 11-12). Особенно ясно это видно изъ слѣдующаго от-рывка: «И собрашася вси людїе плакатися его, и прїидоша людїе предложити Давиду ясти хлѣбы еще сущу дни. И клятся Давидъ, глаголя: сїя да сотворитъ ми Богъ и сїя да предложи́тъ, яко аще не за́йдетъ солнце, не имамъ вкусити хлѣба ни иного чего» (2Цар. 3, 34-35).
По примѣру ветхозавѣтныхъ пророковъ совершалъ свой сорокадневный постъ и Господь нашъ Іисусъ Христосъ. Несомнѣнно, что подъ постомъ понимали неяденїе и апостолы, и вообще древняя Церковь. Интересное свидѣтельство со-держится въ описанїи мученичества св. Фруктуоза, еп. Тарраконскаго (†259): «Когда нѣкоторые по братской любви предложили ему для тѣлеснаго облегченїя принять чашу изъ вина, смѣшаннаго съ травами, онъ сказалъ: "Ещё не наступилъ часъ прекращенїя поста”… Ибо была пятница, и онъ стремился радостно и увѣренно завершить стоянїе съ мучениками и пророками въ раю, который Господь уготовалъ имъ». [4]
Существенной чертой и ветхозавѣтной, и талмудической їудаистской практи-ки является крайне малое число общеобязательныхъ постныхъ дней въ году. Древняя Церковь тоже не знала нынешняго обилїя постовъ, хотя обычай фарисеевъ поститься «двакрaты въ суббoту» (Лк. 18, 12) очень рано устанавливаетъ какъ общецерковный [5] – объ этомъ ясно говоритъ уже «Ученїе 12 апостоловъ» (ІІ в.) Мно-годневныхъ постовъ практически не существовало. Даже пасхальный постъ про-должался первоначально только отъ однаго до нѣсколькихъ дней . И если сейчасъ содержанїе тѣлеснаго поста усматриваютъ въ регламентацїи "постной” трапезы, то ни їудейская, ни христїанская древность почти ничего не сообщаютъ намъ объ аналогичныхъ ограниченїяхъ. Какъ писалъ архїепископъ Иларїонъ (Троицкїй) [7], «вполнѣ понятно, что постъ въ формѣ полнаго воздержанїя отъ пищи не могъ быть продолжительнымъ. И Церковь, можно сказать, знала посты строгїе, но не знала постовъ продолжительныхъ. Церковь знала постъ, но не знала постнаго». [8]
2. Впослѣдствїи, какъ извѣстно, постамъ въ христїанствѣ стало удѣляться большѣе вниманїе, чѣмъ въ какой бы то ни было религїи: у православныхъ имъ посвящается треть и болѣе дней въ году (не считая различныхъ ограниченїй въ пищѣ въ непостные дни, теперь также принимаемыхъ за посты). Ради увеличенїя числа общеобязательныхъ постныхъ дней практика пощенїя получила своё развитїе: помимо традицїонныхъ однодневныхъ постовъ появились цѣлые пост-ные перїоды.
Удлиненїе предпасхальнаго поста произошло въ ІІІ в. [9] Первые ясные и неоспоримые свидѣтельства о его сорокодневной продолжительности относятся къ ІV столѣтїю [10]. Будущїй постъ св. Апостоловъ, пока только недѣльный, упоминаетъ уже книга «Апостольскїя постановленїя». М. Скабаллановичъ считаетъ это свидѣтельство также относящимся къ ІV в. [11] Посты Рождественскїй и Успенскїй – болѣе позднего происхожденїя. Первый распространился на Западѣ въ VI в., на Востокѣ – лишь къ IX. Извѣстїя же о постѣ Пресв. Богородицы тогда ещё только начинаютъ появляться. [12]
Отличїе сихъ многодневныхъ постовъ отъ тѣхъ, что выдерживались въ частномъ порядкѣ пророками и Самимъ Господомъ, состоитъ прежде всего въ ихъ прерываемости. Во-первыхъ, они представляютъ собою сумму постовъ одноднев-ныхъ – т.е. постъ всякїй день завершается (когда подходитъ время трапезы, по-скольку всякая трапеза есть разрѣшенїе поста), и начинается сызнова. Во-вторыхъ, древнее преданїе, зафиксированное въ 64-мъ апостольскомъ правилѣ, запрещаетъ постъ въ субботы (кромѣ единой Великой Субботы) и дни Господни (воскресенья) всего лѣта. Оставляется постъ и въ большинство великихъ праздниковъ, на какой бы день они ни приходились . [13]
3. Примѣчательно, что идея постныхъ перїодовъ зародилась не въ православїи, а въ монтанизмѣ, вообще отличавшемся болѣе строгими дисципли-нарными установленїями. Болѣе того, тогда, въ началѣ ІІІ в., это новшество подверглось «осуждению со стороны западных церковных писателей» [14].
Данный вопросъ былъ въ своё время разсмотрѣнъ архїеп. Иларїономъ (Троицкимъ) на матерїалѣ трактата «О постѣ», пѣра извѣстнѣйшаго адепта монтаниз-ма – Тертуллїана. Новый монтанистскїй постъ продолжался двѣ седмицы. Трапеза во всѣ дни, кромѣ субботнихъ и воскресныхъ, поставлялась единожды въ день, ве-черомъ, и на ней полагалось сухояденїе. Всё это полностью соотвѣтствуетъ уставу Св. четыредесятницы, изложенному въ наиболѣе распространённомъ православ-номъ тѵпикѣ – Іерусалимскомъ.
Критика монтанистскаго поста извѣстна лишь со словъ Тертуллїана. Можно отмѣтить слѣдующїе ея моменты (въ изложенїи архїеп. Иларїона):
- Протестъ противъ какъ таковаго развитїя церковнаго года: «праздники и прочїя времена учреждены писанїями и преданїями предковъ. Ничто сверхъ со-блюдаемаго не должно прибавляться, такъ какъ нововведенїя не позволены».
- Протестъ противъ введенїя новыхъ обязательныхъ постовъ: «Должно отдѣльно поститься по желанїю, а не по приказанїю новой дисциплины, по осо-бымъ обстоятельствамъ и поводамъ каждаго отдѣльнаго человѣка. Такъ смотрѣли и апостолы».
- Протестъ противъ идеи ограниченїй въ пищѣ за трапезой (sic!): «Устанавливая-же обычай сухояденїя, монтанисты близки къ языческому суевѣрїю, по кото-рому Апису, Изидѣ и Великой Матери служатъ воздержанїемъ отъ нѣкоторыхъ родовъ пищи. Но свободная вѣра во Христѣ не нуждается въ воздержанїи отъ нѣкоторыхъ родовъ пищи по їудейскому закону». Здѣсь, кстати, умѣстно вспом-нить и разсказъ еп. Кесарїйскаго Еѵсевїя: мученику Атталу было откровенїе о его сомученикѣ Алкивїадѣ, который не ѣлъ ничего, кромѣ хлѣба и воды, что тотъ «поступаетъ нехорошо, не употребляя въ пищу творенїй Божїихъ, и чрезъ то подавая поводъ къ соблазну прочихъ». [15]
Несмотря на всё это, Церковь въ итогѣ пошла по "монтанистскому” пути. Но фактъ данной полемики указываетъ на то, что дальнѣйшее развитїе постной дисциплины не было предопредѣлено раннехристїанской практикой.
Введенїе постныхъ перїодовъ принесло съ собою то самое понятїе "постнаго”, "постной трапезы”. Теперь, когда разрѣшенїе поста стало во многихъ случаяхъ не завершенїемъ его, а своего рода приваломъ, передышкою въ постномъ подвигѣ, потребовалось ограничить и родъ вкушаемой пищи. Замѣны исконнаго образа пощенїя «яденїемъ постнаго» при сёмъ не происходило. Новые посты утвержда-лись вѣками, были предметами споровъ – причёмъ споровъ не принципїальныхъ, какъ нѣкогда въ случаѣ съ монтанистскимъ постомъ, а касающихся лишь обще-обязательности послѣднихъ. Вальсамонъ, византїйскїй канонистъ ХІІ в., ещё и въ то время въ своёмъ толкованїи на 69-ое апостольское правило указываетъ на обя-зательный характеръ только перїода св. Четыредесятницы. Если нынѣ уже рѣшительно нельзя согласиться съ такимъ мнѣнїемъ, то только потому, что Цер-ковь признала за лучшее общее соблюденїе всѣхъ малыхъ постовъ.
4. Какъ и введенїе новыхъ постовъ, развитїе постной дисциплины въ планѣ ограниченїй въ пищѣ было постепеннымъ. Разсмотримъ имѣющїеся на сей счётъ свидѣтельства.
Уже въ «Пастырѣ» Ермы (памятникъ І или ІІ в.) находимъ требованїе: «въ тотъ день, въ который постишься, ничего не вкушай, кромѣ хлѣба и воды» [16]. Но общимъ правиломъ это не было. Въ христїанской древности однозначно господствовалъ «обычай, по которому постъ состоялъ главнымъ образомъ во времени принятїя пищи, а не въ количествѣ и качествѣ, такъ что съ наступленїемъ вечера въ постный день можно было употреблять въ пищу не только овощи, но рыбу и яйца, вообще продукты питательные» [17].
Возникшїя съ удлиненїемъ предпасхальнаго поста ограниченїя поначалу не были, въ отличїе отъ практики монтанистовъ, единообразными. Объ этомъ под-робно говоритъ Сократъ, историкъ V в. «Разногласїе, – по его словамъ, – касается не только числа постныхъ дней, но и понятїя о воздержанїи отъ яствъ; потому что одни воздерживаются отъ употребленїя въ пищу всякаго рода животныхъ, другїе изъ всѣхъ одушевлённыхъ употребляютъ только рыбу, а нѣкоторые вмѣстѣ съ ры-бою ѣдятъ и птицъ, говоря, что птицы, по сказанїю Моѵсея, произошли также изъ воды. Одни воздерживаются даже отъ плодовъ и яицъ, другїе питаются только су-химъ хлѣбомъ, нѣкоторые и того не принимаютъ, а иные, постясь до девятаго ча-са, вкушаютъ потомъ всякую пищу» [18].
Строгая практика, позднѣе распространившаяся повсемѣстно, зафиксирована въ 50-мъ правилѣ Помѣстнаго Лаодикїйскаго собора, состоявшагося въ Малой Азїи ещё въ 343 г.: «должно во всю четыредесятницу поститися съ сухояденїемъ» [19]. Стоитъ замѣтить, что данное требованїе, какъ неоднократно въ своихъ толкованїяхъ гово-ритъ Вальсамонъ, распространилось также и на всѣ постные среды и пятницы го-да, то есть постная пища стала обязательнымъ атрибутомъ и однодневныхъ по-стовъ.
Однако, въ малые посты скоромное продолжало употребляться мїрянами, какъ это показываетъ Мансветовъ на матерїалѣ монастырскихъ уставовъ студїйской отрасли. «Въ меньшїе посты, даже и по буднимъ днямъ, разрѣшалось монахамъ ѣсть съ масломъ, не говоря про дни праздничные, въ которые позволя-лось даже употребленїе сыра и яицъ. Мїряне въ буднїе дни этихъ постовъ ѣли сыръ и яйца; по крайней мѣрѣ, такъ поступали нѣкоторые изъ нихъ, а нѣкоторые, удерживаясь отъ скоромнаго, дѣлали это по усердїю, а не въ силу обязательнаго правила. "Сыръ убо и яице пакы имьже образъмъ въ вьсь тотъ постъ (филипповъ. – Мансветовъ) ни единомуже инокующимъ ѣсти. Егда множаишеи отъ бѣльць въ то время таковая хранятъ”» [20]. Объ этомъ-же пишетъ въ своей хроникѣ патр. Александрїйскїй Еѵтихїй: «первоначально у восточныхъ христїанъ запрещено было употреблять рыбу толь-ко въ главные и общеобязательные посты, каковы: великая четыредесятница, по середамъ и пятницамъ, и въ повечерїе рождества и богоявленїя, а въ прочїе посты дѣло ограничивалось воздержанїемъ отъ мяса, такъ что можно было ѣсть сыръ и яйца». Самое замѣчательное, что патр. Еѵтихїй и объясняетъ причину устроженїя постной дисциплины: «Поводомъ ко введенїю большей строгости послужили обычаи манихеевъ и монофизитовъ, которымъ стали подражать православные, хотя и не имѣли для того основанїй ни въ преданїи, ни въ церковныхъ правилахъ» [21]. Имѣлось и внутреннѣе основанїе. Ограниченїя въ родѣ пищи были изна-чально свойственны монашеству, а оно прїобрѣтало въ Церкви всё большее значенїе. Новая, самая строгая мѣра поста была закрѣплена въ монахами – въ Іерусалимскомъ тѵпикѣ, со временемъ ставшемъ ниболѣе распространённымъ въ православныхъ странахъ.
Причёмъ, слѣдъ древнего образа пощенїя, не исключавшего на трапезѣ ско-ромной пищи, остался и здѣсь. Нашъ Тѵпиконъ оставилъ въ силѣ 33-е правило Никифора Исповѣдника: «Монахи должны поститься въ среду и пятокъ сырной седмицы, послѣ-же окончанїя преждеосвященной литургїи могутъ ѣсть сыръ, гдѣ-бы ни находились, въ опроверженїе ученїя Іакова и ереси тетрадитовъ». Самъ Тѵпиконъ говоритъ слѣдующее: «въ седми1цу же сhрную, разрэшaютъ монaси и мірстjи на сhръ и3 ћица. Въ срeду же и пzт0къ, въ девsтый часъ, є3ди1ною днeмъ» [22]. Постовый харак-теръ сихъ дней выражаетъ и ихъ богослужебный уставъ. Онъ воспрещаетъ служенїе еѵхаристїи, даже Преждеосвященныхъ Даровъ, а саму службу уподобляетъ великопостной [23]. Это даже усугубляетъ постовый характеръ среды и пятка сырныхъ по сравненїю со многими другими постными днями: рядовыми средами и пятницами всего года и большинствомъ дней малыхъ постовъ. Такимъ обра-зомъ, церковный годъ и до нашего времени удержалъ такїе постные дни, гдѣ на трапезѣ вкушается скоромное.
5. Итакъ, въ новозавѣтной Церкви съ теченїемъ времени сформировалось та-кое пониманїе поста, въ соотвѣтствїи съ которымъ онъ, по чеканному опредѣленїю митр. Стефана (Яворскаго), «слагается изъ трёхъ составляющихъ: времени, коли-чества и качества» [24]. Количество вкушаемой пищи сугубо индивидуально, и не мо-жетъ быть регламентировано правилами. Предписанїя о качествѣ пищи, напро-тивъ, подверглись детальной разработкѣ. Временемъ разрѣшенїя поста, какъ видно и изъ приведённой выше (въ п. 4) цитаты, преданїе называетъ 9-й часъ дня – по древнему восточному счёту времени [25].
Время разрѣшенїя поста было ещё однимъ спорнымъ пунктомъ въ уже упо-минавшейся полемикѣ съ монтанистами. Стоянїя сектантовъ продолжались до самаго вечера (то есть до тогдашнего 12-го часа). Православные, по словамъ Тертуллїана, говорили, что постъ нельзя произвольно «затягивать далѣе 9-го часа, утверждая это, конечно, на основанїи своего обычая» [26]. Продолженїе пощенїя долѣе 9-го часа такъ и осталось въ православїи дѣломъ личнаго подвига, хотя св. отцы наряду съ выраженїемъ «поститься до 9-го часа» употребляютъ и фразу «постъ до вечера».
Приведу нѣкоторые свидѣтельства объ общецерковной постной практикѣ IV-V вв. «Пост сей (среды и пятницы), – говоритъ св. Епифанїй Кѵпрскїй, – соблюдается во весь годъ и продолжается до 9 часа» [27]. «Подожди немного (съ пищей): скоро конецъ дня», – говорилъ св. Амвросїй въ посту. «Ты ждёшь вечера, чтобы принять пищу, а цѣлый день проводишь въ судахъ», – обличалъ св. Василїй Великїй своихъ слушателей во время поста. «Не будем думать, что однаго неяденїя до ве-чера достаточно намъ для спасенїя», – говорилъ въ такое-же время св. Златоустъ; «что за польза отъ поста, скажи мнѣ, если ты по цѣлымъ днямъ не ѣшь, а преда-ёшься весь день играмъ, шуткамъ, даже клятвопреступленїю и злорѣчїю». «Во дни поста», – увѣщеваетъ бл. Августинъ, – «то, что мы употребляемъ на обѣдъ, употребимъ на бѣдныхъ, а не на приготовленїе роскошныхъ ужиновъ съ яствами для самыхъ изысканныхъ вкусовъ». «Насколько высыхаетъ въ тѣлѣ», – обличаетъ со-временниковъ Пётръ Хрисологъ, – «настолько полнѣе въ кошелькѣ; а вотъ, по-стясь, вручимъ нашъ обѣдъ бѣднымъ» [28]. «Не позволительно, говорилъ пр. Апол-лосъ Гермопольский (нач. V в.), нарушать безъ всякой нужды всеобщїе посты (сре-ды и пятницы) … Если въ постъ придётъ къ тебѣ братъ, имѣющий нужду въ успокоенїи (по Руфину: и ранее 9 часа захочетъ подкрѣпиться для дороги), пред-ложи трапезу ему одному; если-же ему не угодно, не принуждай; ибо всѣ мы имѣемъ общее преданїе о постѣ» [29].
Нынешнїй Тѵпиконъ, содержащїй понынѣ действующїй въ Россїйской Церкви какъ богослужебный, такъ и постный уставъ временемъ постной трапезы также называетъ 9-й часъ. Кстати, несмотря на сїе, реально предписываемая имъ прак-тика даже строже. Установивъ неизвѣстное древности соединенїе службы девятаго часа съ вечернею, палестинскїе отцы тѣмъ самымъ сдвинули трапезу на болѣе позднее время.
***
Какъ видимъ, увеличенїе количества постныхъ дней въ году происходило постепенно. Параллельно съ симъ практика пощенїя развивалась и въ части регламентацїи постнаго рацїона. Но ни во времена древнихъ отцовъ, ни во време-на оформленїя общежительныхъ уставовъ, которые и зафиксировали постную практику въ ея окончательномъ видѣ, сїе не стало причиною упраздненїя исконна-го пониманїя поста какъ неяденїя въ опредѣлённый перїодъ времени.
Такимъ образомъ, на основанїи матерїала, изложеннаго въ этой главѣ, уже можно было бы сдѣлать выводъ о томъ, что современные православные христїане должны слѣдовать тому-же образу пощенїя, что и древнїе, даже ветхозавѣтные, отцы. Но, по причинѣ ожесточённости споровъ о разсматриваемой проблемѣ, я не могу ограничить свою апологїю только однимъ вышесказаннымъ.
Въ слѣдующей главѣ будетъ показано, что современному образу пощенїя преданїе не усваиваетъ значенїя собственно поста; напротивъ, сїи двѣ практики строго и принципїально дифференцированы.
[4] Цит. по: Свящ. Константинъ Пархоменко [Р.П.Ц. М.П.]. Православный постъ: Древность и современная практика. Гл. «Какъ постъ среды и пятницы соблюдался, и былъ ли онъ обязательным?»
http://azbyka.ru/parkhomenko/stati/pravoslavniy_post-all.shtml [5] Только вмѣсто понедѣльника и четверга въ качествѣ постныхъ дней были установлены среда и пятница.
[6] М.Н. Скабаллановичъ. Толковый Тѵпиконъ: Объяснительное изложенїе Тѵпикона съ историческимъ введенїемъ. Вып. первый. Кїевъ, 1910 (репринтное переизд.: М.: Паломникъ, 1995). С. 66.
http://www.orthlib.ru/other/skaballanovich/1_03.html (далее - Скабаллановичъ). (Михаилъ Николаевичъ Скабаллановичъ [1871-1931] – богословъ, литургистъ и экзегетъ. Докторъ церковной исторїи, проф. Кїевской духовной академїи). Этому не противорѣчитъ 69-ое апостольское правило, опредѣляющее наказанїе за несоблюденїе св. Четыредесятницы: свою окончательную редакцїю эти правила получили только въ к. IV в.
[7] Иларїонъ (Троицкїй; 1886-1929) – архїеп. Верейскїй. Магистръ богословїя, проф. Московской духовной академїи. Причисленъ Р.П.Ц.З. и Р.П.Ц. М.П. къ лику святыхъ.
[8] Архїеп. Иларїонъ (Троицкїй). Постное и постъ. Страничка изъ исторїи церковной дисциплины.
http://www.pagez.ru/olb/355.php [9] Зри: Скабаллановичъ. С. 124.
http://www.orthlib.ru/other/skaballanovich/1_04.html [10] Зри тамъ-же. С. 267.
http://www.orthlib.ru/other/skaballanovich/1_07.html [11] Тамъ-же. С. 297.
[12] Тамъ-же. С. 455-456.
http://www.orthlib.ru/other/skaballanovich/1_10.html [13] Помимо суточныхъ постовъ христїанская традицїя знаетъ и посты иной продолжительности. Только часть сутокъ продолжается обязательный постъ передъ причастїемъ (если только еѵхаристїя не служится вечеромъ). Съ другой стороны, Іерусалимскїй Тѵпиконъ, понынѣ использующїйся нами въ богослужебной практикѣ, великимъ постомъ предписываетъ два двудневныхъ и даже трёхдневный совершенный постъ.
[14] Иларїонъ (Троицкїй), архїеп. Указ. соч.
[15] Еѵсевїй Кесарїйскїй, еп. Церковная исторїя. V, 3.
[16] Ерма. Пастырь//Писанїя мужей апостольскихъ. СПб., 1895 (репр. изд., Рига, 1994). С.207.
[17] И. Мансветовъ. О постахъ Православной восточной Церкви. М., 1886. С. 101. (Далее - Мансветовъ)
http://mzh.mrezha.ru/books.htm#IDMan Иванъ Дмитрїевичъ Мансветовъ (1843-1885) – церковный археологъ, литургистъ. Проф. Московской духовной академїи.
[18] Скабаллановичъ. С. 271.
http://www.orthlib.ru/other/skaballanovich/1_07.html [19] Книга правилъ. Правила св. Помѣстныхъ соборовъ.
[20] Мансветовъ. С. 103.
[21] Цит. по: Мансветовъ. С. 107.
[22] Тѵпиконъ. Гл. зз.
[23] Тѵпиконъ. Гл. 49. Въ туюжде среду сырную, "зри”.
[24] Митр. Стефанъ (Яворскїй). Постъ – заповѣдь Божїя. – Вступительныя поясненїя о постахъ.
http://azbyka.ru/tserkov/o_postah/yavorsky_post_1g_02_all.shtm (далѣе - Яворскїй, съ означенїемъ соотвѣтствующаго раздѣла книги). Стефанъ (Яворскїй; 1658-1722) – митр. Рязанскїй и Муромскїй, патрїаршїй мѣстоблюститель, затѣмъ формальный президентъ Святѣйшаго Сѵнода. Уроженецъ Правобережной Украины (обливанецъ), латинствующїй богословъ – ради полученїя образованїя въ молодости переходилъ въ унїю.
[25] Въ литературѣ часто переводятъ его на современное счисленїе какъ 3-й часъ пополудни. Но это неточно. Древнїе называли часами не промежутки времени въ 60 секундъ, а 12-ыя доли ночи и дня. Астрономическимъ эти часы соотвѣтствуютъ только въ перїоды равноденствїя, и тогда 9-й часъ дня (т.е. отъ восхода солнца, съ 6-ти утра, по-нашему) действительно будетъ нашимъ 3-имъ пополудни. Въ лѣтнїй перїодъ дневные часы удлиняются, а ночные укорачиваются; зимою наоборотъ. 9-й часъ соотвѣтственно съ этими измѣненїями будетъ сдвигаться, и поэтому проще опредѣлить его какъ время около трёхъ четвертей свѣтоваго дня.
[26] Скабаллановичъ. С. 124.
http://www.orthlib.ru/other/skaballanovich/1_04.html [27] Тамъ-же. С. 267.
http://www.orthlib.ru/other/skaballanovich/1_07.html [28] Тамъ-же. С. 271-272.
[29] Тамъ-же. С. 208.
http://www.orthlib.ru/other/skaballanovich/1_06.html