Категории раздела

Наш опрос

Декларация 1927 г. это...
Всего ответов: 177

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Рассылки Subscribe.Ru
Лампада. Свет во тьме светит



Христианская поисковая система.


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ 



Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое.

Христианский рейтинг ChristForum.info









Главная » Статьи » Богословие » Богословие

ИСПОВЕДУЮ ЕДИНО КРЕЩЕНИЕ: «Колливады», отцы-святогорцы
  
  Тот факт что в XVIII веке на Святой Горе Афон в частности и в Греции в целом появились колливады, знаменует стремительное возвращение к корням православной традиции, к опыту «филокалии», добротолюбия, который лежит в основе духовности православной Церкви. Их так называемое «движение» было связано и с обновлением, и с традицией; оно было прогрессивным, и при этом святоотеческим, другими словами, подлинно православным. Используя в своих работах научные методы своего времени колливады, прежде всего, показали преемственность (непрерывность) исихазма на Святой Горе Афон и остались верны не только теоретической, но и практической стороне исихастского богословия (Свт. Григория Паламы), т.е. всему спектру подвижнического опыта. Благодаря распространению своих трудов и усилиям, направленным на защиту Предания, им удалось создать в противовес европейскому «Просвещению» и, по существу, стать просветителями своего народа и всего православного мира. Вот почему их почитали приверженцы традиции и ненавидели, оспаривали или поносили те, кто пропитался духом европейской схоластики, англо-французского «Просвещения» и потому оказался оторванным от филокалических корней. Гипертрофированный (матефазический) рационализм прозападников как постоянная опасность отклонения от святоотеческого курса оказался, таким образом, чуждым пути опытного богословия в Святом Духе, который олицетворяли и проповедовали отцы-колливады. Если в наши дни и произошло воссоединение с подлинной богословской традицией отцов, то мы обязаны этим подготовительной работе колливадов.

  Итак, группа афонских монахов, живших во второй половине XVIII века и придерживавшихся традиции «умной», или «сердечной», молитвы, освятит в последствии в Церкви и обнаружит непрерывность (или отсутствие) полноты Православия в результате, как тогда казалось, незначительным событием, которое имело, однако, глубокие богословские корни и огромные последствия. Монахи скита Св. Анны на Горе Афон строили большую по размерам церковь, и т.к. для завершения строительства им нужно было иметь возможность работать по субботам, они решили перенести поминальные службы с субботы на воскресенье и проводить их после Божественной Литургии. Это решение, которое противоречило церковной практике и канонам (воскресенье, как день Воскресения Господа – праздник), возмутило диакона Неофита Пелопенесского из близлежащего скита Кафсокаливия, и он был первым, кто выступил против решения монахов скита Св. Анны. Масло в огонь подлило еще одно обстоятельство. В 1777 г. была опубликована книга в защиту необходимости «частого Св. Причастия», написанная в среде афонских исихастов, которых оппоненты, из-за их участия в споре «о заупокойных службах», назвали колливадами (от слова коливо, означавшего вареную пшеницу, использовавшуюся в поминальном обряде). В 1785 г. книга была подвергнута порицания со стороны Вселенского Патриархата, возможно, по причине скандалов и раздоров, которые она вызвала. Во всем этом событии проявился не только тот факт, что монахи обители Св. Анны были настроены против традиции, но и то, насколько неясными стали православные критерии, что в свою очередь подтвердило наличие и в Греции «псевдоморфизма» (pseudomorphosis), как назвал это явление о.Георгий Флоровский. Кроме того, более позднее постановление Патриархата, в соответствии с которым критика стала еще более резкой, продемонстрировало нестабильность в решении этих вопросов.

  Те, кто выступал в защиту канонического проведения заупокойных служб по субботам, были сторонниками частого причащения (конечно, при наличии правильных православных основ уже ведущейся духовной жизни), ссылаясь на практику ранней Церкви как аргумент в споре против необоснованных выпадов их противников. Последние, будучи практически оторваны от наследия Св. Отцов, упрекали колливадов в новаторстве точно так же, как схоласты XIV в. (Никифор Григора, Иоанн Кипариссиот и др.) обвиняли исихастов Св. Горы в «модернизме». Но в таком случае ситуация с колливадами – это лишь повторение истории с исихастами XIV в.; поскольку обе группы, каждая по своему, выступали против чуждой духовности, свойственной Западной, и против европеизации, отстаиваемой «унионистами» (unionists) и западниками на Востоке. Колливады придавали особое значение вопросу богослужения, поскольку установили, что именно здесь, в духовной области, которая способствует сохранению единства православных людей, проблема отстранения особенно ощутима. Они были стронниками участия в таинствах Церкви, сопровождаемого вместе с тем духовной бранью. Они выступали за точное соблюдение церковного устава (typicon) для поддержания духовного равновесия и за изучение святоотеческих трудов, формирующих святоотеческий, т.е. церковный, ум. Вот почему именно колливадам мы обязаны сохранением апостольской-святоотеческой преемственности в Церкви: умной молитвы, практики исихазма, подвижничества и личного опыта – этих постоянных и неизменных составляющих сущности Православия.

  У этой группы афонских исихастов (колливадов) были свои лидеры; трое из них входят в число богословов, о которых пойдет речь в данном исследовании, а именно:

  Неофит Кавсокаливитис (1713-1784), с 1749 г. – ректор Афонской школы на Святой  Горе, инициатор движения колливадов; после изгнания со Святой горы, по неизвестным причинам пре4ратил свое активное в нем участие. Трудился, в основном, в области образования, занимая пост ректора на Хиосе примерно в 1760 г.,  Адрианополе – в 1763  г., нынешнем Бухаресте (Румыния) – в 1767 г., Бравско – в 1770 г. и снова в Бухаресте – 1773 года до самой смерти. Оставил после себя ряд важных работ, среди которых есть несколько, посвященных церковному праву.
 
  Святой Макарий (1731-1805), потомок знаменитой византийской семьи Нотарас, родился в Коринфе, был Митрополитом Коринфским – 1765 по 1769 г. Являлся «вдохновителем» движения; не только побуждал св. Никодима писать, но и обеспечивал его материалами для работы. Последние годы жизни провел на острове Хиос, где умер 16 апреля 1805 г. и вскоре стал почитаться святым.
 
  Святой Никодим Святогорец (1749-1809), официально причисленный к лику святых в 1955 г., «богослов» группы отцов-колливадов. Великий подвижник-аскет и одаренный писатель святоотеческого уровня, он оставил после себя множество работ,в которых переосмысливается все святоотеческое наследие. Тот, кто знаком с трудами св. Никодима, может безоговорочно утверждать, что изучал святоотеческое богословие во всей его полноте. Его «Поучительное руководство» является для нас образцовым трудом по вопросам православной духовности. Издание многотомного «Добротолюбия трезвения» в сотрудничестве со св. Макарием, но в основном усилиями самого св. Никодима, внесло большой вклад в духовное возрождение православных стран. Его работа «Кормчая» (Пидалион) представляет собой самое авторитетное собрание святых канонов нашей Церкви и пояснений к ним, отмеченное высокой церковной духовностью.
 
  Афанасий Парийский (1722-1813), самый активный и воинствующий из колливадов и потому пострадавший больше других. С 1776 по 1781 г. лишен духовного сана как «еретик» из-за своей решительной позиции в вопросе о духовном наследии. Страстно выступал против европейского просвещения, вольтерианства и атеизма и был обвинен своими прозападными современниками в мракобесии. Однако он боролся не против образования, в области которого и сам подвизался, и не против конкретных наук, а скорее против «безбожной учености» и тщеславия земной мудрости (см.: Иак.3:15). Плодовитый автор, он написал очень много трудов, исполненных святоотеческой мудрости и духовности.
 
  Колливады оказали огромное влияние не только на свое, но и на последующие поколения. Первоначально это влияние было более ощутимым за пределами Святой Горы, чем на ней самой. Однако сегодня монахи Святой Горы Афон признают вклад колливадов в в возрождение православной духовности и следуют их традиции. Несмотря на то, что противники колливадов значительно превзошли их в числе и постоянно их преследовали, они не только не остановили пламенных афонских исихастов, но и фактически способствовали распространению их идей в Греции и других православных странах (придунайские государства, Россия и т.д.). Именно колливадам надо отдать должное за возрождение исихазма в XIX веке. Даже в наши дни отцы-колливады продолжают бать вождями Православия и главным звеном, связывающим его со святоотеческой традицией. Повторное открытие исихазма четырнадцатого века, главным образом через труды его поборника св. Григория Паламы (+ 1357 г.), произошло благодаря тем зернам, которые посеяли в XVIII в. колливады.
 
Проф. Георгий Д. Металлинос,
"Исповедую едино Крещение... изъяснение и применение Правила VII Второго Вселенского Собора отцами колливадами и Константином Икономосом"
 


Источник: http://www.oodegr.com/english/biblia/baptisma1/B3.htm
Категория: Богословие | Добавил: daria (05.06.2009) | Автор: Профессор Георгий Д. Металлинос
Просмотров: 1482 | Комментарии: 1 | Теги: исихазм, колливады, крещение, исихасты, Никодим Святогорец, богословие, исповедую едино крещение | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]