Романъ Нурiевъ.
Святоотеческое преданiе объ образЬ пощенiя: Апологiя исконной и критика современной практики
Глава ІІ. ПОСТЪ (НЕЯДЕНІЕ) И ЯДЕНІЕ ПОСТНАГО.
1. Образъ пощенїя по Тѵпикону какъ дискуссїонный вопросъ. – 2. Воздержанїе въ субботы и дни Господни многодневныхъ постовъ. – 3. Счётъ постныхъ дней во св. Четыредесятницу. – 4. Упраздненїе поста въ сочельники. – 5. Упраздненїе поста въ перїодъ св. Пятидесятницы. – 6. Упраздненїе поста въ великїе праздники. – 7. Противное тому наименованїе дней великихъ праздниковъ постными. – 8. Святоотеческое разграниченїе поста и простаго воздержанїя отъ нѣкоторыхъ яствъ. – 9. Литургическое значенїе неяденїя. – Заключенїе.
1. Несмотря на сказанное въ прыдущей главѣ, существуетъ мнѣнїе, что развитїе постной практики, т. е. появленїе общеобязательныхъ многодневныхъ постовъ, всё-же привело къ измѣненїю образа пощенїя. Данной позицїи неизбѣжно сопутствуетъ ошибочная интерпретацїя тѵпикарныхъ указанїй (ибо наличїе въ нашей жизни Тѵпикона пока не отрицаетъ никто). Такъ, у архїеп. Верейскаго Иларїона находимъ болѣе чѣмъ странное высказыванїе касательно эволюцїи постной дисциплины, послѣднїй этапъ которой зафиксированъ въ Уставѣ. «Въ нашемъ теперешнемъ Тѵпиконѣ, – пишетъ онъ, – очень мало установлено постовъ въ буквальномъ смыслѣ этого слова, то есть въ смыслѣ полнаго воздержанїя отъ пищи. <…> Какъ бы взамѣнъ этого Тѵпиконъ и сама церковная жизнь въ году имѣютъ немало времёнъ, иногда довольно продолжительныхъ, когда указывается ѣсть постное, причёмъ существуетъ до четырёхъ степеней этого постнаго: сухояденїе, съ елеемъ и виномъ, рыбное, мясопустъ. "Житїе постническое" монаховъ приняло тоже форму постояннаго воздержанїя отъ мяса теплокровныхъ, форму яденїя постнаго. Этой формы поста древняя Церковь не знала. Затѣмъ съ теченїемъ времени понятїе о постѣ было, такъ сказать, подмѣнено понятїемъ постнаго»[30]. Видимо, вслѣдъ за преосвященнымъ авторомъ, такїя-же мысли высказываютъ и современные: «съ увеличенїемъ количества постныхъ дней постъ пересталъ быть совершеннымъ воздержанїемъ и прїобрѣлъ новую форму: воздержанїе отъ опредѣлённой пищи, въ особенности отъ мяса и вина»[31]; «уставъ о постной пищѣ вскорѣ почти полностью вытѣснилъ изъ жизни Церкви совершенный постъ[32]»; «въ Тѵпиконѣ очень мало оставлено мѣста для полнаго воздержанїя отъ пищи»[33]. Особенно непонятна фраза архїеп. Иларїона о «житїи постническомъ». Древняя Церковь, разумѣется, знала воздержанїе отъ мяса, а у монашествующихъ само по себѣ неяденїе мяснаго никогда не означало поста. Однако, это частность. Главное же состоитъ въ томъ, что здѣсь утверждается замѣна Тѵпикономъ "совершеннаго поста” степенями яденїя постнаго. Мнѣнїе совершенно нелѣпое, приписывающее Тѵпикону, одному изъ замѣчательныхъ памятниковъ православнаго Преданїя, то, что на самомъ дѣлѣ беззаконно проникло въ Церковь черезъ искаженїе постной практики. Въ действительности, Уставъ строго придерживается исконнаго пониманїя поста какъ неяденїя. Онъ ясно, какъ уже указывалось, говоритъ о пощенїи до 9-го часа. Именно такъ – «пости1мсz до f7 ча1са» – выражается Тѵпиконъ и относительно отдѣльныхъ дней многодневныхъ постовъ[34]. То есть, постъ продолжается до вечера, разрѣшается, и, если слѣдующїй день тоже постный, начинается снова. Разрѣшенїемъ поста съ точки зрѣнїя устава является любая трапеза, даже сухояденїе.
Кромѣ того, Уставъ нерѣдко «указываетъ ѣсть постное» во дни, которые, вопреки мнѣнїю нѣкоторыхъ, онъ самъ днями поста не считаетъ. Причина сего заключается въ несочетаемости особо значимыхъ праздниковъ и поста въ точномъ смыслѣ слова. Таковы: 1. Субботы и воскресенья многодневныхъ постовъ, а также на́вечерїя праздниковъ Рождества Христова и Богоявленїя, случившїеся въ тѣ-же дни. 2. Среды и пятницы св. Пятидесятницы. 3. Среды и пятницы, когда на нихъ приходятся великїе праздники. Вопросъ о непостныхъ дняхъ, на которые распространяется, тѣмъ не менѣе, то или иное ограниченїе въ пищѣ, заслуживаетъ отдѣльнаго разсмотрѣнїя, поскольку позволяетъ раскрыть внутреннюю логику тѵпикарныхъ указанїй, то пониманїе образа пощенїя, которое лежитъ въ ихъ основѣ.
2. Первою проблемой, вставшей передъ Церковью въ этомъ отношенїи, стало вызванное удлиненїемъ предпасхальнаго поста включенїе въ его перїодъ дней воскресныхъ и субботнихъ, которые въ эпоху этого удлиненїя «по мѣстамъ чтились едва не одинаково съ воскресеньями»[35]. Постъ этотъ получилъ наименованїе св. Четыредесятницы, что должно бы предполагать соотвѣтствующее число постныхъ дней. Согласно Тѵпикону, Великая Четыредесятница «начинается съ понедѣльника послѣ недѣли сыропустной и оканчивается пяткомъ шестой седмицы, въ который Церковь произноситъ: "душеспасительную совершивше Четыредесятницу" и проч. Слѣдующїе дни до Пасхи хотя также постные, но – ради предначатїя и послѣдованїя страстей Господнихъ. Такимъ образомъ, – пишетъ прот. Григорїй Дебольскїй, – по счисленїю Православной Церкви, изъ дней поста св. Четыредесятницы не изымаются (только по счисленїю! – Н.Р.) дни субботнїе и воскресные, въ которые постъ не разрѣшается, а только ослабляется»[36]. Такое счисленїе постныхъ дней св. Четыредесятницы свидѣтельствуется издревлѣ. «Въ постановленїяхъ Апостольскихъ о Великомъ постѣ говорится: "Да совершается этотъ постъ (т.е. Четыредесятницы) прежде поста Пасхи (т.е. Страстной седмицы), начинаясь со втораго дня (т.е. с понедѣльника), а оканчиваясь въ пятницу: потомъ начинайте св. седмицу Пасхи (т.е. страданїй Христовыхъ), постясь во время ея всѣ со страхомъ и трепетомъ, принося ежедневно моленїе о согрѣшающихъ". Въ этихъ постановленїяхъ Великїй постъ представляется содержащимъ св. Четыредесятницу и постъ Страстной седмицы. Св. Епифаний Кѵпрскїй пишетъ: "Четыредесятницу до семи дней св. Пасхи (до Страстной недѣли) Церковь обыкновенно проводит въ постѣ. Сверхъ того и шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народъ проводитъ въ сухояденїи"»[37].
По образцу Великой Четыредесятницы установлена и малая, какъ называютъ постъ къ Рождеству Христову[38]. Помимо сихъ свидѣтельствъ, имѣемъ и полемическое сужденїе блаж. Сѵмеона Фессалоникїйскаго (†1429). Онъ говоритъ, что латиняне, постясь въ продолженїе тѣхъ-же семи седмицъ, что и православные, исключаютъ изъ нихъ воскресные дни (какъ дни праздничные, и неподходящїе для поста). Такимъ образомъ, въ каждой седмицѣ для поста остаётся по шести дней, и чтобы общее ихъ число равнялось сорока, они начинаютъ Четыредесятницу не съ понедѣльника, а со среды первой седмицы. Блаж. Сѵмеонъ подвергаетъ критикѣ слѣдующїя стороны описанной практики: А). «Латиняне и здѣсь вводятъ новости противъ правила, отдѣляя отъ св. поста два дня и портя весь постъ». Б). Они «не оставляютъ ни однаго дня для поста ради честныхъ страстей Господа». «Намъ случалось, – говоритъ святой, – спрашивать нѣкоторыхъ изъ нихъ: какой постъ вы держите ради спасительных страстей – и оказалось, что они не знали, что отвѣчать». В). Латиняне «по воскреснымъ днямъ не отказываются отъ вкушенїя ни сыра, ни мяса <…> И такъ какъ они считаютъ сорокъ дней, кромѣ воскресныхъ, то мы опять спрашивали: почему вы не поститесь, по преданїю, по воскресеньямъ? Они опять поставлены были въ затрудненїе"»[39]. Всё вышесказанное, какъ кажется, могло бы поставить въ затрудненїе всякаго, кто вознамѣрился бы утверждать о субботнихъ и воскресныхъ дняхъ какъ о такихъ, въ которые постъ невозможенъ (паписты субботы не исключали, поскольку имѣли въ обычаѣ поститься въ субботы всего года). Однако, это не такъ. И свидѣтельства въ защиту данаго сужденїя весьма численно и хронологически представительны. Уже на имѣющейся въ Римѣ статуѣ ІІІ в., изображающей, какъ принято счить, св. Ипполита Римскаго, находимъ правило: «постъ долженъ прерываться, когда случается воскресенье». «”Въ 40-цу постятся по цѣлымъ днямъ, кромѣ субботы и воскресенья”, – говоритъ св. Амвросїй. Василїй В. говоритъ, что постились только 5 дней въ недѣлю. Св. Златоустъ субботу и воскресенье называетъ днями отдыха для подвижниковъ поста»[40].
Данная практика и по сей день закрѣплена въ Книгѣ Правилъ. Съ одной стороны, 69-ое апостольское правило гласитъ: «Ѓще кто2 є3пjскопъ и3ли2 пресвЂтеръ, и3ли2 діaконъ, и3ли2 v3подіaконъ, и3ли2 чтeцъ, и3ли2 пэвeцъ, не пости1тсz во с™yю четыредесsтницу предъ пaсхою, и3ли2 въ срeду, и3ли2 въ пzт0къ, кромЁ препsтствіz t нeмощи тэлeсныz: да бyдетъ извeрженъ. Ѓще же мірsнинъ: да бyдетъ tлучeнъ»[41]. Съ другой стороны, существуетъ 64-ое апостольское правило: «Ѓще кто2 и4зъ кли1ра u3см0тренъ бyдетъ постsщимсz въ дeнь гDень, и3ли2 въ суббHту, кромЁ є3ди1ныz т0кмо[42]: да бyдетъ извeрженъ. Аще же мірsнинъ, да бyдетъ tлучeнъ»[43]. Какъ проводятся въ отношенїи пищи субботы и дни Господни многодневныхъ постовъ, разъясняется въ толкованїяхъ на 64-ое правило: А). Книга Правилъ, изданная Святѣйшимъ Сѵнодомъ: «Степень разрѣшенїя поста, во дни воскресный и субботный, опредѣляется въ церковномъ уставѣ и состоитъ въ томъ, что разрѣшается вино, елей и принятїе пищи по литургїи, безъ продолженїя неяденїя до трёхъ четвертей дня»[44]. Б). Толкованїе епископа Никодима (Милаша): «Для того, чтобы съ обычной мїрской точки зрѣнїя понять предписанїе этого правила, воспрещающаго поститься въ воскресенїе и субботу (кромѣ Великой субботы), слѣдовательно, и во время четырёхъ установленныхъ церковью постовъ, необходимо помнить, что здѣсь говорится о сухомъ постѣ (сухояденїе), когда воспрещается ѣсть цѣлый день до вечера, а вечеромъ разрѣшалось принимать только строго постную пищу безъ рыбы»[45]. Оба толкованїя ясно раскрываютъ ту идею святоотеческаго преданїя о постѣ, что заложена, конечно, и въ нашемъ Тѵпиконѣ: постъ въ указанные дни упраздняется, и достигается это тѣмъ, что въ нихъ полагается обѣдъ, и нѣтъ неяденїя до 9-го часа. Слова блаж. Сѵмеона о постѣ въ воскресенье должно трактовать какъ распространенїе термина "постъ” въ нестрогомъ смыслѣ и на простыя ограниченїя въ родѣ пищи: вѣдь латиняне вкушаютъ въ эти дни скоромное. Слѣдуетъ отмѣтить, что приведённыя толкованїя подразумѣваютъ только Великїй постъ, поскольку говорятъ о сухояденїи въ буднїе и о вкушенїи елея въ праздничные дни[46] – возможно, по той формальной причинѣ, что 69-ое апостольское правило не упоминаетъ малыхъ постовъ. Тѵпиконъ же, разумѣется, распространяетъ данную практику на субботы и дни Господни всѣхъ постовъ. Эти дни противопоставляются буднимъ не только послабленїями въ родѣ пищи, но и количествомъ трапезъ.
3. Счётъ постныхъ дней св. Четыредесятницы, въ соотвѣтствїи съ этимъ взглядомъ, долженъ бы идти по той логикѣ, что блаж. Сѵмеонъ критикуетъ у папистовъ. Однако, и эти подходы различаются. Преп. Іоаннъ Кассїанъ Римлянинъ (ок. 360 – 435 г.) разсказываетъ, какъ его спутникъ спросилъ егѵпетскаго старца Феону: «Почему Четыредесятница продолжается шесть недѣль (такъ въ ту эпоху было на Западѣ. – Н.Р.), а въ нѣкоторыхъ областяхъ, гдѣ болѣе усердїя къ богопочтенїю, она состоитъ изъ семи недѣль (на Востокѣ), между тѣмъ какъ ни то, ни другое число недѣль, за исключенїемъ воскресных дней и субботъ, не составляетъ сорока дней? Въ этихъ недѣляхъ постныхъ дней только тридцать шесть»[47]. Полученный отвѣтъ былъ таковъ: «Хотя Четыредесятница въ нѣкоторыхъ областяхъ продолжается то шесть недѣль, то семь, какъ вы говорите, но, несмотря на различїе въ числѣ недѣль, всюду основанїе и образъ поста одинаковы»[48]. Тридцать шесть дней поста авва Феона считаетъ числомъ не случайнымъ, а означающимъ десятину года, приносимую Великимъ постомъ Богу[49]. «Шесть недѣль она (Четыредесятница) продолжается у тѣхъ (западныхъ), кои думаютъ, что нужно поститься и в субботу; посему у нихъ тридцать шесть дней составляются изъ шестидневного поста въ каждую из шести недѣль»[50]. Впрочемъ, на этомъ своёмъ толкованїи авва Феона не настаиваетъ какъ на единственно возможномъ: «Четыредесятницею называется то время, въ которое, какъ сказано, приносится Богу десятая часть года, чрезъ тридцать шесть съ половиной дней, или потому, что чрезъ постъ, соблюдаемый въ сїи дни, мы подражаемъ Моѵсею, Илїи и Самому Господу нашему Іисусу Христу, которые, какъ извѣстно, постились по сорокъ дней (сюда-же прилично отнести и сорокъ лѣтъ, въ продолженїе коихъ израильтяне странствовали по пустынѣ, равно какъ сорокъ становъ, кои они имѣли во время таинственнаго прохожденїя по пустынѣ), или по подражанїю тѣмъ римлянамъ, у коихъ та часть податей, которая поступала въ пользу государя, обыкновенно называлась сороковою; посему и наша законная дань, которую мы должны платить Господу всѣхъ вѣковъ за нашу жизнь, должна назваться сороковою»[51]. Эти мысли развиваетъ свт. Григорїй Двоесловъ (VI в.), папа Римскїй, причёмъ описывая ту-же практику шестинедѣльнаго поста, изъ коего не исключались субботы: «Изслѣдуемъ, для чего нужно поститься въ продолженїе сорока дней. Извѣстно, что Моѵсей и Илїя, первый предъ полученїемъ закона, а второй въ пустынѣ, постились по сорокъ дней; да и самъ Спаситель нашъ, спустившись на землю, благоволилъ поститься сорокъ дней: посему и мы должны по возможности изнурять плоть свою также въ продолженїе сорока дней. Причиною же того, почему именно сорокъ дней должно поститься, есть то, что десять заповѣдей мы можемъ выполнить только тогда, когда жизнь наша будетъ совершенно сообразна Еѵангельскому ученїю, которое заключается въ четырёхъ книгахъ (а десять, помноженное на четырѣ, составляетъ сорокъ); или потому мы должны обуздывать плоть свою сорокадневнымъ постомъ, что похоти плоти нашей, которая состоитъ из четырёхъ стихїй, заставляютъ насъ нарушать заповѣди Божїи, которые всѣ заключены въ десятословїи; или, наконецъ, потому намъ заповѣдана Четыредесятница, что отъ настоящаго дня до дня св. Пасхи считается шесть недѣль, кои состоятъ изъ сорока двухъ дней: но если изъ числа этихъ дней исключить шесть дней воскресныхъ, въ которые не бываетъ поста, то останется постныхъ дней только тридцать шесть; а такъ какъ круглый годъ состоитъ изъ трёхсотъ шестидесяти пяти дней, то изнуряя плоть свою тридцать шесть дней, мы чрезъ то как бы десятину года посвящаемъ Богу, такъ что, употребляя весь годъ на житейскїе дѣла, во время десятой части онаго приносимъ себя въ жертву Богу. Посему, какъ изъ имѣнїя по закону мы должны посвящать Богу десятую часть, такъ изъ времени старайтесь посвящать Ему также десятую часть, въ продолженїе которой вы должны, сколько возможно, умерщвлять плоть свою со страстьми и похотьми, да будете, по слову ап. Паѵла, и жертвой живой Богу»[52]. Добавлю, что помимо аввы Феоны и свт. Григорїя Двоеслова о постовой десятинѣ богомудрствуютъ свт. Василїй Великїй[53] и авва Дороѳей[54]. Послѣднїя свидѣтельства показываютъ, что и на Востокѣ, и на Западѣ издревлѣ допускалось различное пониманїе символики перїода Великаго поста какъ цѣлаго. Причёмъ, какъ видимъ, образы тридцатишестидневья и сорокадневья равно прїемлются одними и тѣми-же толкователями. Слѣдовательно, противорѣчїя между ними – а его можно было бы предполагать на основанїи полемическаго выпада блаж. Сѵмеона Фессалоникїйскаго – нѣтъ.
Упомяну о ещё одной страницѣ исторїи Великаго поста. Мы разсмотрѣли три счёта Четыредесятницы: «1) въ семь недѣль, полагая на каждую 5 постныхъ дней съ прибавленїемъ субботы страстной (5∙7+1=36); 2) въ шесть недѣль по шесть постныхъ дней на каждую (6∙6=36); 3) шесть недѣль, считая каждую сплошь (6∙7=42)»[55]. Въ послѣднемъ случаѣ къ Четыредесятницѣ могла добавляться (какъ сейчасъ и по Постановленїямъ Апостоловъ, напримѣръ), а могла и не добавляться (какъ по свт. Григорїю Двоеслову) Страстная седмица. Но имѣлась и попытка довести число постныхъ дней св. Четыредесятницы до собственно сорока, удлинивъ постъ на ещё одну седмицу (5∙8+1=41). Такая практика является самой поздней: авва Дороѳей (VI-VII вв.) говоритъ о ней именно какъ о дальнѣйшемъ развитїи семинедѣльнаго поста. По его словамъ, апостолы отдѣлили для поста «семь недѣль[56]; но со временемъ Отцы заблагоразсудили прибавить къ нимъ и ещё одну недѣлю: во-первыхъ, для того, чтобы желающїе вступить въ подвигъ поста въ теченїе сей недѣли прїучались и какъ бы прїуготовлялись къ оному; во-вторыхъ, для того, чтобы почтить число дней поста Четыредесятницы, которую постился Господь нашъ Іисусъ Христосъ. Ибо отнявъ отъ осьми недѣль субботы и воскресенья, получаемъ сорокъ дней, а постъ святой субботы почитается особеннымъ, потому что она есть священнѣйшая и единственная постная изъ всѣхъ субботъ года»[57]. Однако, зародившись въ Сирїи и Палестинѣ, осьминедѣльный постъ распространился прежде всего среди монофизитовъ, и по сей причинѣ черезъ нѣкоторое время сталъ объектомъ критики со стороны православныхъ, отвергнувшихъ его какъ нововведенїе еретиковъ[58].
Пониманїе Святой четыредесятницы какъ десятины года основано на чёткомъ раздѣленїи дней этого перїода на постные, коихъ оказывается 36, и непостные. Образъ сорокадневья при такой методѣ становится буквальнымъ только въ случаѣ съ осьминедѣльнымъ постомъ – явленїемъ позднимъ и у православныхъ не утвердившимся. Въ остальныхъ случаяхъ св. отцы этотъ образъ примѣняютъ только сѵмволически, что видно изъ сосуществованїя его съ несомнѣнно буквальнымъ образомъ тридцатишестидневья. Даже прот. Григорїй Дебольскїй, утверждавшїй, какъ мы видѣли, что «по счисленїю Православной Церкви, изъ дней поста св. Четыредесятницы не изымаются дни субботнїе и воскресные, въ которые постъ не разрѣшается, а только ослабляется» (зри п.2), на самомъ дѣлѣ придерживается пониманїя поста какъ неяденїя: это ясно говорится имъ въ другихъ мѣстахъ цитируемаго труда. Итакъ, хотя субботы и воскресенья св. Четыредесятницы могутъ называться днями поста, въ строгомъ смыслѣ слова они таковыми не являются и являться не могутъ.
4. Но вернёмся къ темѣ праздниковъ. Суббота и воскресенье могутъ прїйтись не только на перїодъ многодневнаго поста, но и на однодневный постъ въ навечерїе Крещенїя Господня. О семъ случаѣ говоритъ первое правило Ѳеофила, архїеп. Александрїйскаго (385-412 гг.). Оно предписываетъ до вечерней трапезы совершать въ сей день и обѣденную, но чисто формально: «Uпотреби1въ нёсколькw фи1нікwвъ, мы2 не постyпимъ по nбhчаю є4ресей, не почитaющихъ днS воскресeніz гDа нaшего ї©а хrтA, и3 кyпнw воздади1мъ д0лжное п0стному дню2, њжидaz вечeрнzгw собрaніz, кот0рое въ сeй дeнь, по и3зволeнію б9ію, совершaетсz»[59]. Точно такъ-же поступаетъ и Тѵпиконъ, распространяя указанную практику и на субботу: «ѓще случи1тсz нaвечеріе бGоzвлeніz, въ суббHту, и3ли2 недёлю, п0стъ не бывaетъ»: «по tпущeніи же літургjи kди1мъ ўкрyхи, и3 піeмъ по є3ди1ной чaши вінA. Совершeннw же kди1мъ по tпyстэ вечeрни, со є3лeемъ. Сhра же и3 kи1цъ и3 рhбъ никaкоже дерзнeмъ коснyтисz»[60]. Этотъ уставъ повторяется и для аналогичнаго случая съ сочельникомъ Рождества Христова[61]. Эта практика отличается отъ предписанїй для субботъ и недѣль многодневныхъ постовъ своей строгостью: вмѣсто полноцѣнной трапезы въ обѣдъ предлагается лишь нѣкїй перекусъ. Однако, Уставъ разсматриваетъ такое послабленїе достаточнымъ для того, чтобы называть соотвѣтствующїе дни непостными – и это при запрещенїи вкушать даже рыбу. Съ другой стороны, какъ уже говорилось, въ такїе постные дни, какъ среда и пятокъ сырные, онъ даётъ разрѣшенїе даже на сыръ и яйца. Прочїе дни сырной седмицы нигдѣ не называются постными, въ то время какъ на нихъ распространяется ограниченїе на мясо. Такимъ образомъ, въ случаѣ съ сырной седмицой мы имѣемъ случай, когда трапеза постныхъ и непостныхъ дней ни въ чёмъ не различается даже относительно. Слѣдовательно, опредѣляющимъ для поста Тѵпиконъ считаетъ лишь полное неяденїе до 9-го часа, независимо отъ рода вкушаемой пищи. Важное значенїе онъ придаётъ, безусловно, и роду вкушаемой пищи – даже болѣе важное, какъ видно по строгости его установленїй, чѣмъ прочїе уставы. Но и онъ, и иные тѵпики, и святоотеческое преданїе въ цѣломъ признаютъ эти ограниченїя второстепенными по отношенїю къ собственно неяденїю.
5. Продолжимъ разсмотрѣнїе проблемы несочетаемости праздника и поста. Уже Тертуллїанъ, говоря о недозволительности поста (и колѣнопреклоненїя) въ воскресенїе, прибавляетъ: «тою-же льготою мы пользуемся отъ Пасхи до 50-цы»[62]. Ему вторятъ многїе свидѣтельства IV вѣка. Святитель Епифанїй, еп. Кѵпрскїй, пишетъ: «Въ 50 дней пятидесятницы и колѣнопреклоненїй не бываетъ, и постъ не заповѣданъ». Преп. Іоаннъ Кассїанъ свидѣтельствуетъ о Егѵптѣ, что тамъ «во всѣ дни 50-цы никто вовсѣ не преклоняетъ колѣнъ и не держитъ поста до 9 ч.». Сильвїя Аквитанская говоритъ объ Іерусалимѣ, что тамъ «от Пасхи до 50-цы совершенно никто не постится»[63]. Это преданїе удержано и нашимъ Тѵпикономъ, то есть сохраняется доселе. Во дни сплошныхъ седмицъ Уставъ, какъ извѣстно, упраздняетъ постъ въ среду и пятницу безоговорочно. Для столь длительнаго перїода, какъ Пятидесятница, сдѣлать это было бы затруднительно, то есть здѣсь, какъ и въ вышеприведённыхъ случаяхъ, возникаетъ необходимость нѣкоторыхъ ограниченїй для непостныхъ дней. Хорошо извѣстна весьма суровая практика егѵпетскихъ монаховъ. Преп. Іоаннъ Кассїанъ приводитъ подробное наставленїе на этотъ счётъ егѵпетскаго старца Феоны: «Итакъ, въ означенные праздничные дни такъ надобно вести себя, чтобы дѣлаемое разрѣшенїе не повредило ни душѣ, ни тѣлу. Посему, чтобы въ праздничные дни и торжество соблюсти, и не нарушить правила умѣренности, позволяется послабленїе ограничивать только тѣмъ, чтобы ради праздника принимать пищу вмѣсто девятаго часа въ шестой; а количество и качество ея не измѣняется, чтобы не устрашить цѣломудрїя душевнаго и тѣлеснаго, прїобрѣтённаго въ продолженїе Четыредесятницы»[64]. О томъ-же свидѣтельствуетъ и блаж. Іеронимъ[65]. Тѵпиконъ разрѣшаетъ проблему немного иначе. Въ полномъ соотвѣтствїи съ его-же предписанїями относительно сочельниковъ (на что тамъ и присутствуетъ ссылка) онъ говоритъ: «T н0выz же недёли понедёльника, по є4же пёти G- й чaсъ, и3 ѕ7-й, въ чи1ну и4хъ съ междочaсіи, къ си6мъ же и3 nбёдницу: даeтсz бlгословeніе брaтіи, въ понедёльникъ[66], срeду и3 пzт0къ, во всю2 пzтьдесsтницу. Бlгословeніе же мёрити подобaетъ, двЁ џнгіи чи1сты °паxимaды°[67], и3 то2 снэдaти т0чію подобaетъ, и3 по tпётіи f7-гw часA совершeннэ ћсти»[68].
[30] Архїеп. Иларїонъ (Троицкїй). Указ. соч. [31] Церковный постъ [безъ авт.]. http://www.pravpost.org.ua/page-al-postvjizni_cerkvi.html [32] Т.е. постъ какъ совершенное неяденїе. – Н.Р. [33] Свящ. Пётръ Ивановъ [Р.П.Ц. М.П.]. Дисциплина поста – какъ выраженїе единства Церкви. http://seminaria.bel.ru/pages/mo/2005/mo10_st_2.htm [34] Зри, напр., гл. 33. [35] Скабаллановичъ. С. 273. http://www.orthlib.ru/other/skaballanovich/1_07.html [36] Прот. Григорїй Дебольскїй. Дни богослуженїя Православной Каѳолической Восточной Церкви. Ч. ІV. Дни постные. - Постъ св. Четыредесятницы. Счисленїе дней ея. http://www.omolenko.com/bogosluzhenia/p571-p593.htm (далѣе - Дебольскїй, съ означенїемъ соотвѣтствующаго раздѣла четвёртой части данной книги). Прот. Григорїй Сергѣевичъ Дебольскїй (1808-1872) – магистръ Санктъ-Петербуржской духовной академїи, авторъ популярныхъ сочиненїй по литургикѣ. Настоятель Казанскаго собора въ Санктъ-Петербургѣ, помощникъ наблюдателя за преподаванїемъ Закона Божїя въ столицѣ. [37] Тамъ-же. Великїй постъ. [38] Настольная книга священнослужителя. - Богослуженїе въ Православной Церкви. - Ч. VI - гл. 1. - Рождественскїй постъ. http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/liturgika/nastolnaya_kniga_svyaschennosluzhitelya_15-all.shtml [39] Дебольскїй. Постъ св. Четыредесятницы. Счисленїе дней ея. http://www.omolenko.com/bogosluzhenia/p571-p593.htm [40] Скабаллановичъ. С. 273-274. http://www.orthlib.ru/other/skaballanovich/1_07.html [41] Правила святыхъ апостолъ. [42] °вели1кіz суббHты° [43] Тамъ-же. [44] Правила святыхъ апостолъ и святыхъ отецъ съ толкованїями. М.: Паломникъ, 2000. С. 131. [45] http://www.ipc-russia.ru/духовное-наследие/14/147-2009-03-29-18-58-13 [46] Вопреки странному выраженїю еп. Никодима, сухояденїе есть вкушенїе простой холодной пищи (какъ говоритъ Тѵпиконъ, «хлёбъ, водA и3 си6мъ под0бнаz» - гл. 35). Помимо сухояденїя Уставъ назначаетъ въ постные дни многодневныхъ постовъ и другую пищу: по вторникамъ и четверткамъ поста пресв. Богородицы – варенїе безъ елея, въ тѣ-же дни постовъ Рождественскаго и Апостольскаго – варенїе со елеемъ, и даже рыбу, если празднуется святой со славословїемъ (гл. 33). [47] Преп. Іоаннъ Кассїанъ Римлянинъ. Семь собесѣдованїй отцовъ, обитавшихъ въ предѣлахъ Нижнего Егѵпта. — Собесѣдованїе аввы Феоны первое о льготахъ въ Пятидесятницу. Гл. 24 (далѣе – авва Феона). Книга доступна по ссылкѣ: http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=rimlanin. [48] Тамъ-же. Гл. 27. [49] Тамъ-же. Гл. 25. [50] Тамъ-же. Гл. 27. [51] Тамъ-же. Гл. 28. [52] Цит. по: Дебольскїй. Древность Четыредесятницы. http://www.omolenko.com/bogosluzhenia/p571-p593.htm [53] Яворскїй. Разд. ІІІ, гл. 1, б. http://azbyka.ru/tserkov/o_postah/yavorsky_post_1g_05_all.shtml [54] Зри: Авва Дороѳей. Поученїе 15-ое. О Святой четыредесятницѣ // Преподобнаго отца нашего Аввы Дороѳея, Душеполезныя поученїя и посланїя, съ присовокупленїемъ вопросовъ его и отвѣтовъ на оные Варсонуфїя Великаго и Iоанна Пророка. — Восьмое изданїе Козельской Введенской Оптиной пустыни. — Свято-Троицкая Сергїева Лавра: Собственная тѵпографїя, 1900. http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.d_05_0015 [55] Мансветовъ. С. 38. [56] Авва Дороѳей приписываетъ учрежденїе Святой четыредесятницы апостоломъ на томъ основанїи, что она предписывается правилами, извѣстными подъ именемъ апостольскихъ. – Н.Р. [57] Авва Дороѳей. Указ. соч. [58] Мансветовъ. С. 36. [59] Книга правилъ. Правила святыхъ отецъ. [60] Тѵпиконъ. Гл. 48. 5-ое генваря. 1-ое зри. [61] Тѵпиконъ. Гл. 48. 25-ое декабря. 1-ое зри. [62] Цит. по: Скабаллановичъ. С. 139. http://www.orthlib.ru/other/skaballanovich/1_04.html [63] Цит. по: Скабаллановичъ. С. 294. http://www.orthlib.ru/other/skaballanovich/1_07.html [64] Авва Феона. Гл. 23. [65] Зри: Скабаллановичъ. С. 239. http://www.orthlib.ru/other/skaballanovich/1_06.html [66] Монашествующїе постуютъ и по понедѣльникамъ – Н. Р. [67] °сухари2° [68] Тѵпиконъ. Гл. 32.
|