Категории раздела

Наш опрос

В 2005 году православные архиереи-экуменисты участвовали в отпевании Римского Папы. Ваша оценка:
Всего ответов: 217

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Рассылки Subscribe.Ru
Лампада. Свет во тьме светит



Христианская поисковая система.


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ 



Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое.

Христианский рейтинг ChristForum.info









Главная » Статьи » Богословие » Богословие

ИСПОВЕДУЮ ЕДИНО КРЕЩЕНИЕ: изъяснение правила. Пояснение к Правилу.
 
  По мнению отцов колливадов, Правило VII Второго Вселенского собора дает прямой ответ на вопрос: «Как нужно принимать еретиков, которые обращаются в Православие?» (1). Каноническим основанием для верного истолкования этого Правила служат следующие Правила: XLVI, XLVII, L и LXIII Апостольские; I Карфагенского Поместного собора; VIII и XIX – Первого Вселенского собора; а также LXXX – Карфагенского (V в.) (2). Кроме того, это Правило следует изучать вместе с Правилом XCV Пято-Шестого Вселенского собора, которое является «ничем иным, как его подтверждением» (3).

  Однако объяснить это Правило далеко не просто, поскольку при его буквальном прочтении оно явно противоречит церковной практике, описанной Св. Киприаном и другими отцами (напр., св. Василием) (4). А как мы уже видели, наши богословы считают эту практику берущей свое начало в Древней Церкви, находящейся в согласии с Апостольскими Правилами и, следовательно, единственно канонической и неоспоримой. Поэтому не без основания св. Никодим задает закономерный вопрос: Почему Второй Вселенский собор «не отверг крещения всех без исключения еретиков в соответствии с Апостольскими Правилами, с решением поместного собора под председательством св. Киприана и мнением других великих и богоносных отцов, а признал действительным крещение одних еретиков и недействительным – крещение других?» (5). Разделение еретиков на тех, кому нужно принимать крещение, и тех, кому не нужно, и является сутью проблемы, порожденной Правилом VII. Сразу же отметим, что это разделение рассматривается нашими авторами как «совершенно неприемлемое» (πάντη αδόκιμος) на основании Правил св. Киприана и св. Василия. Выше уже говорилось, что, по их мнению, ерертики любого рода находятся вне Церкви, прежнее крещение их недействительно, поэтому они все без исключения нуждаются в истинном крещении (6). Возникшая проблема оказывается еще более острой в связи с тем, что Второй Вселенский собора проявил терпимость и уступчивость по отношению к «наиболее нечестивым» (δυσσεβεστέρων) еретикам своего времени, а именно, к арианам и македонианам, которые «отрицают божество Господа нашего Иисуса Христа» и «хулят (βλασφημούντων) Духа Святого» (7). Таким образом, на первый взгляд кажется, что между святыми соборами и святоотеческими правилами не существует согласия, поскольку два Вселенских собора (Второй Правилом VII и Пято-Шестой Правилом XCV) вступают в противоречие не только с точкой зрения вышеупомянутых отцов, но также с Апостольскими Правилами (например, XLVI), которые Пято-Шестой Собор (и вместе с ним Соборная Церковь) тем не менее утвердил и которые, по мнению св. Никодима, «требуют противоположного» (προστάσσουν το εναντίον) (8). Такова суть проблемы, порожденной Правилами.

  В попытке устранить разногласие некоторые канонисты придерживались мнения, что Вселенские соборы могут пересмотреть или отменить канонические решения отцов, ибо «неслыханно, чтобы мнению одного (отца) было отдано предпочтение перед решением Вселенского или Поместного соборов» (9). В соответствии с данной точкой зрения, утверждение Вселенскими соборами Правил святых отцов не означает вместе с тем утверждения какого-то противоречия, которое может впоследствии возникнуть, по той простой причине, что соборы имеют больший вес согласно хорошо известному принципу: «меньший благословляется большим» (Евр. 7:7). Таким образом, решения соборов имеют наибольшую юридическую силу, до известной степени нейтрализуя действие Правил, принятых ранее. Кроме того, даже сам Зонара при сопоставлении «антитез» Правила VII Второго Вселенского собора и Правила Поместного Карфагенского собора, являющегося по существу Правилом св. Киприана, пишет: «В этом разделе два собора утверждают противоположное друг другу. Но решения Второго собора более значимы, поскольку он проходил позднее и был Вселенским; более того, на нем одновременно присутствовали сами патриархи или их наместники (οι τοποτηρηταί) от всех патриарших кафедр» (10).

  Однако наши богословы, следующие Преданию Церкви и зная из непосредственного опыта о роли святых отцов в ее жизни, не были удовлетворены таким решением вопроса. Они не допускают ни малейшего расхождения между отцами и соборами (11). Авторитет святых отцов для всех наших авторов непререкаем. Наибольший интерес опять представляет подробное исследование, сделанное Неофитом Касокаливитоисом (12).

  Согласно Неофиту, соборы – в этом случае Второй и Пято-Шестой – не отменяют решений святых отцов, чей авторитет особенно очевиден именно на этих (Вселенских) соборах, «богословские принципы и установления которых нельзя понять без учета богословской позиции святых отцов и учителей Церкви (13). Он приводит характерные примеры: в Правиле XVI Пято-Шестого собора святому Златоусту «было отдано предпочтение» перед Неокесарийским собором, а в Правиле LXIV того же собора – Григорию Богослову. «Подобным же образом, Седьмой Вселенский собор, приведя в качестве свидетеля того, что он определил в Правилах XVI, XIX и XX, слова Василия Великого, по общему согласию отдал ему превосходство над собой…» (14). Определения св. Василия особенно признаются на всех «Вселенских соборах как имеющие больший авторитет» (15). Поэтому Неофит делает следующий вывод: «Мы говорим, что Вселенские богословы имеют предпочтение перед Вселенскими соборами, не для того чтобы отвергнуть постановления этих соборов – прочь такую мысль, ибо отцы всегда были на стороне соборов, - а для того, чтобы показать, насколько они были этими соборами почитаемы… Вселенские соборы, несомненно, основываются на учении святых и мудрых отцов» (16).

  Неофит приходит к заключению, что Второй Вселенский собора ни в коей мере не проигнорировал и не пренебрег высказанным до этого мнением святых отцов (Киприана, Афанасия, Василия, Григория Богослова и т.д.), «которые называют еретическое крещение осквернением» (αποκαλούντας μόλυσμα το βάπτισμα των αιρετικώ) и которые особенно выступают против крещение ариан как «недействительного» (αδόκιμον) (17). Это тем более верно в случае Пято-Шестого Вселенского собора, который не может одновременно «ратифицировать» (επισφραγίζει) и аннулировать (ακυρώνει) Правило, принятое Карфагенским собором и, таким образом, противоречить самому себе. Ибо хотя «Второй собор оставил Правило Карфагенского собора без особого внимания, ограничив его действие той территорией, где он имел силу, Шестой собор в своем Правиле II утвердил его и тем самым неукоснительно придал ему вселенский характер» (18). Таким образом, если Правила VII Второго Вселенского собора и XCV Пято-Шестого, по-видимому, приписывают Правилу собора св. Киприана поместное значение, Правило II Пято-Шестого собора в любом случае придает ему авторитет вселенского характера, так как «поместные и частные Правила, будучи утверждены соборной Церковью, также приобретают силу вселенских» (19). Никакого различения по степени значимости среди святых Правил Церкви не допускается (20).

  Тогда, поскольку Вселенский собор не может отменить своих решений, Неофит выражает вполне оправданное недоумение: «Я не перестаю задавать вопрос, - говорит он,, «почему Шестой собор (а, следовательно, и Второй) вообще одобрил недействительные, совершенно неприемлемые и, согласно Апостольскому Правилу XLVI, признанные негодными обряды тех, кто из-за ереси был соборно лишен духовного сана, публично изгнан из Церкви и предан анафеме (т.е. ариане и македониане)» (21). И далее продолжает: «Более того, я все еще думаю над этим вопросом, как и, полагаю, все канонисты. Пусть тот, кто может, с Божией помощью решит этот вопрос и покажет согласие Вселенских соборов с Апостольскими Правилами, а также Правилами св. Василия, которые были ими утверждены…» (22). То есть, необходимо другое объяснение действиям этих двух соборов вопреки наличию того факта, что особенно Пято-Шестой «ратифицирует» (επισφραγίζει) Правила, а, с другой стороны, оказывается, «аннулирует» (καταργούσα) их (23).

  Наши богословы не оставляют этот вопрос нерешенным. Хотя их ответы несут на себе печать индивидуальности каждого из них и поэтому отличаются в чем-то второстепенном, они тем не менее приходят к одинаковым выводам вследствие единомыслия, которое между ними существует.

  По мнение св. Никодима, позицию Второго Вселенского собора относительно ариан и македониан можно понять, если принять во внимание, что Церковь «имеет два способа управление и исправления» (έχει δύο κυβερνήσεις και διορθώσεις), а именно, ακρίβεια (далее «акривия») = скрупулезность или строгость, и οικονομία (далее «икономия») = послабление или разрешение. В то время как «Апостолы», древние соборы и отцы Церкви использовали принцип акривии (24), два Вселенских собора прибегли к принципу икономии (25). Такое чередование ακρίβεια и οικονομία в зависимости от меняющихся обстоятельств устраняет всякое противоречие между святыми Правилами и определениями соборов. Согласно св. Никодиму, Второй Вселенский собор «следовал Правилу частично» (26), действуя в соответствии с принципом икономии и снисхождения» (κατ’ οικονομίαν και συγκατάβασιν) (27). Принцип икономии, будучи плодом пастырского и врачующего (θεραπευτικής) служения Церкви, практиковался в силу временных исторических причин. Еретики, о которых идет речь, были многочисленны и политически сильны (28). Поэтому отцы на этом соборе проявили терпимость (επιείκεια), «чтобы привлечь их к Православию, а затем поправить», «чтобы не настроить их еще больше против Церкви и христиан не привести еще к большему злу» (29). Следовательно, использование принципа икономии было не случайным, а вполне обоснованным – во имя спасения еретиков и сохранения мира в Церкви.

  Согласно Неофиту, который не мог отойти от точки зрения св. Киприана о недействительности таинств еретиков, «принцип икономии… даже до Второго собора преобладавший над любым Правилом, в целом предполагал признание обрядов как у ариан, так и у схизматиков (σχισματικών), что следует из документов Второго собора» (30). Однако, по его мнению, имелась важная причина, по которой применение принципа икономии стало не только возможным, но и необходимым. И Шестой, и Второй Вселенский соборы говорят о «тех еретиках, которые изначально вышли из нашей среды» (31). То есть когда православные, ставшие арианами, вновь возвращались в Церковь, они уже не принимали крещения (32). С другой стороны, «для тех ариан, которые не были изначально православными и приняли не православное, а только еретическое крещение», его нужно было совершать как для некрещеных. Но, по словам Епифания (33), «большинство из них «ариан и македониан), бывших сначала православными, перемешалось с теми, кто был изначально арианами и лицемерно (υπόκρισιν) присоединился к православному духовенству (ιερωμένους)» (34); поэтому (также по мнению св. Василия) (35) «из-за путиницы невозможно провести различие между православными и еретиками». Вот почему собор вынужден был применить принцип икономии (36), который, согласно Неофиту, можно использовать только в случае обращения схизматиков (37).

  Св. Никодим занимает сходную позицию. При пояснении Правила св. Киприана он пишет: «Если хорошо разобраться, можно обнаружить, что большая часть еретиков, которых Второй Вселенский собор принял на основе принципа икономии, были из крещеных священников, которые впали в ересь, поэтому к ним и был применен этот принцип» (38). Две упомянутые точки зрения объединяет убежденность в том, что те, кто был принять в соответствии с принципом икономии, сохранили «крещение Церкви» (βάπτισμα της Εκκλησίας), а именно три погружения и три выхода из воды. По мнению Неофита, из-за ариан «обычай» применения икономии был широко распространен в Константинополе. Поэтому он был упомянут в «Послании к Мартирию» и, в конечном итоге, узаконен Пято-Шестым собором в Правиле XCV; ибо он все-таки нашел дорогу к соборам Второму и Пято-Шестому, которые собирались все в том же Константинополе!

  Икономос также приемлет практику древних соборов, использовавших время от времени оба принципа - ακρίβεια и οικονομία, что не влекло за собой какого-либо противоречия между святыми Правилами. С его точки зрения, Апостольские Правила «были установлены для акривии». А Второй и Пято-Шестой Вселенские соборы применили принцип икономии в силу исторических причин («этого потребовала ситуация того времени») (39).

  Однако разделение еретиков, произведенное Вторым Вселенским собором, на тех, кому нужно принимать крещение, и тех, кому не нужно, имело, по мнению наших авторов, особое экклезиологическое и каноническое основание. Всем еретикам, которым требовалось крещение, по мнению Икономоса, было «свойственно… не только полнейшее богохульство по отношению к святым догматам; более же всего к образу совершаемого ими крещения как нечестивого беззакония». Это беззаконие было «двоякого рода»: касающееся призывания Пресвятой Троицы» (40) и «связанное с тройным погружением человека, принимающего крещение» (41).

  Таким образом, практика крещения обратившихся еретиков была «канонизирована» Правилом VII Второго Вселенского собора не столько «из-за злочестивости их вероучения о Боге» (δια την περί το θείον δόγμα κακοδοξίαν), ибо они отказались от своих взглядов обращением и представлением обязательного письменного заявления; сколько, «прежде всего, из-за их богохульного и недействительного обряда крещения, который является абсолютно неправильным с точки зрения призывания Бога (τε τας θείας επικλήσεις) и/или трех погружений» (42). Поэтому, добавляет св. Никодим, все, принадлежавшие к этой группе (евномиане, монтанисты, савеллиане «и все другие еретики»), принимались без всякого исключения «как язычники» (ως Έλληνες), то есть, как «совершенно некрещеные» (ως πάντη αβάπτιστοι). Поскольку «они либо никогда не были крещены, либо крещены, но неправильно и не так, как крестят православных, все они рассматриваются как совсем не принимавшие крещения» (43). Таким образом, то, что наши авторы и древние отцы Церкви понимают под «крещением», - это не просто вхождение в Церковь, но принятие в нее в соответствии с особой апостольской процедурой (τρόπος), а именно тройным погружением.

  Применение принципа икономии по отношению к арианам и македонианам совсем не означает, что собор не обратил внимания на их «веру» - просто степень ее отклонения от православной веры не имела для собора первостепенного значения. (44) Возможность икономии была связана с тем, что эти еретики «в своем крещении сохранили апостольское Предание, совершая крещение в согласии с Божественными установлениями во имя Отца и Сына и Святого Духа тремя погружениями и выходами из воды» (45). Правильное совершение таинства явилось критерием его законности. Итак, «их нечестивые убеждения исправлялись написанием заявления» (δια του λιβέλλου) и «святым миропомазанием», которое совершалось «во свидетельство их исповедания и веры, … так чтобы они смогли стать соучастниками Царства Иисуса Христа и дара Святого Духа, которых они были лишены». На практике же, некоторые из них, возможно, даже не были миропомазаны, как, например, новатиане, к которым Лаодикийских собор применил принцип икономии (46). А в отношении евномиан этот принцип использовать было невозможно, потому что они совершали «крещение одним погружением» (μονοκατάδυτον βάπτισμα) – отличное от принятого в Церкви. Изменение формы таинства, разрушающее его единство как соответствие внешнего и внутреннего содержания, имело для собора решающее значение. Ибо икономия, согласно Икономосу, который опирается на мнение святых отцов, также имеет свои пределы: «Принцип икономии допустим, пока он не предполагает нарушение закона», - гласит известное изречение Иоанна Златоуста (47). В Правиле VII Второго Вселенского собора, как отмечает Икономомс, «ради краткости» отсутствует ссылка на «богохульное призывание Бога» у евномиан, поскольку упоминания равно важной неточности в форме совершения таинства, то есть одного погружения вместо трех, было вполне достаточно (48).

  Таким образом, по мнению Икономоса, подтверждается, что «в священных Правилах нет противоречий, касающихся крещения» (49). Изъяснение святых Правил с помощью схемы акривия/икономия устраняет любую кажущуюся дисгармонию между ними. Тем не менее, стоит заметить, что наши богословы понимают принцип икономии как снисхождение (επιείκεια) и уступку (συγκατάβαση) перед лицом церковной строгости, то есть как пастырскую меру; в то время как акривия расценивается ими как богословская мера, требующая верного и точного соблюдения слова Божия, что составляет обычную практику Церкви (50). Однако в рассматриваемой ситуации обычная практика Церкви была узаконена не Вселенскими соборами, а «Апостольскими» и «святоотеческими» Правилами (51), которые после соборного одобрения по силе своей ни в коей мере не уступают соборным Правилам, в том числе принятым на Вселенских соборах. В данном конкретном случае Вселенские соборы, а именно Второй и Пято-Шестой, без отказа от принципа акривии обеспечивают решение вопроса, используя принцип икономии (52). Согласно нашим авторам, между святыми Правилами нашей Церкви существует не только единство духа – все они имеют равную силу и равную законность, поскольку являются «Вселенскими». Таким образом, Правила Вселенских соборов, в данном случае Второго и Пято-Шесктого, не исключают и не отменяют использование Правил, применявшихся ранее (53). Для наших богословов такая трактовка явилась бы крайне законнической и явно и явно анти-церковной, так как оба принципа, акривии и икономии, могут вполне мирно сосуществовать в каноническом пространстве Церкви. Возможность прибегать как к принципу акривии, так и к принципу икономии обеспечивает свободу Церкви исключает ее связанность какими бы то они было юридическими рамками. Однако наши авторы не согласились бы с утверждением, что акривия – это то, что узаконено Вселенскими соборами, а икономия – любое отклонение от этого (54). Для них акривия – это практика Церкви, исходящая из ее самосознания, согласно которому вне Церкви нет ни таинств, ни спасения.

  Таким образом, принцип икономии, которым воспользовался Второй Вселенский собор на основании особых, как мы увидели, предпосылок, ни в коем случае не устраняет акривии Церкви. По мнению св. Никодима, «принцип икономии, к которому временно прибегали некоторые отцы, не нужно рассматривать как закон или брать его в качестве примера» (55). Из контекста этого замечания ясно, что имеются в виду отцы Второго Вселенского собора. Икономос занимает сходную позицию, выражая ее еще более отчетливо: Вселенские соборы «не отменили Правил, закрепленных в принципе акривии, ибо некоторые, возможно, захотели остаться верными им ради полного спокойствия своей совести и той традиции, которая в них преобладает». Неофит придерживается того же мнения (56), и в своей обычной манере формулирует следующее практическое умозаключение: «Только Шестой и Второй соборы проголосовали за то, чтобы некоторые еретики были миропомазаны». С другой стороны, святые отцы (Киприан, Василий, Афанасий и др.), Поместный Лаодикийский собор, а также Апостольские Правила предписывают «просто крестить» (βαπτίζεσθαι απλώς) их, «что также подтверждают» Шестой и Седьмой Вселенские соборы. А в соответствии с Правилом VI Первого Вселенского собора и Правилом XIX собора в Антиохии, «к исполнению принимается то, за что проголосовало большинство». Поэтому Неофит делает вывод: «Следовательно, согласно мнению большинства, еретики нуждаются в крещении; согласно мнению меньшинства, некоторым из них нужно только миропомазание». При этом он утверждает, что «в святых Правилах можно найти «намного больше голосов за крещение, чем просто за миропомазание» (57). Возможно, не следует категорически отметать этот «довод» Неофита; следует попытаться понять, зачем он ему нужен. А нужен он ему для того, чтобы доказать уже сказанное выше: а именно, что Второй и Пято-Шестой соборы использовали принцип икономии только ввиду особых практических обстоятельств и только как исключение.

 
  Так, наши авторы вместе приходят к единодушному выводу, что, в соответствии с канонической практикой Церкви, к еретикам, которые обращаются в Православие, следует, как правило, применять принцип акривии; другими словами, их следует крестить, поскольку в любом случае – с точки зрения акривии или с точки зрения икономии – таинства еретиков нельзя считать действительными (58).
 
Проф. Георгий Д. Металлинос,
"Исповедую едино Крещение... изъяснение и применение Правила VII Второго Вселенского Собора отцами колливадами и Константином Икономосом"
 
1. О., стр.419. Ср. Р., стр. 92.
2. Р., стр. 165 (и др.). Е. (по всей работе). О., стр. 419-420, 453-454. Тексты этих Правил приводятся в Приложении I.
3. Е., стр. 147xx; Р., стр. 165; О., стр. 419-420.
4. Ср. Πρβλ. Αν. Χριστοφιλοπούλου, Ελληνικόν Εκκλησιαστικόν Δίκαιον, Αθήναι 1965², σ. 119. Ε, σ. 129 ε., 135 ε. και Π, σ. 370.
5. Р., стр. 53.
6. Р., стр. 55
7. О., стр. 420.
8. Р., стр. 55.
9. Е, стр. 144.
10. PG 137:1103
11. Е., стр. 144: «По существу, Василию Великому, Афанасию и Киприану с его собором было отдано не предпочтение, а, скорее, равное значение с Шестым и Седьмым Вселенскими соборами, которые были в согласии с каждым из них». Ср. О., стр. 488. Св. Никодим также отмечает: «Между ними нет противостояния или противоречия» («Δεν φαίνεται καμμία αντίφασις ή εναντιότης ανάμεσα των») Р., стр. 54.
12. Е., стр. 144 и далее.
13. См. Γ. Παπαδοπούλου, Πατρολογία, τ. Α’, Αθήναι 1977, σ. 68.
14. Е., стр. 144.
15. Там же. Поэтому Седьмой Вселенский собор называет Василия Великого «отцом» (πατέρα). Ср. также Правило XX Пято-Шестого собора.
16. Е., стр. 145.
17. Там же.
18. Е., стр. 145.
19. Е., стр. 147ii.
20. Р., стр. 52, 119.
21. Е., стр. 147xii.
22. Е., стр. 147xiv.
23. Р., стр. 54. Е., стр. 140, 147xi.
24. Р., стр. 368, 587f. Ср. Правило I Карфагенского собора («мы высказываем точку зрения, которая сложилась не сейчас или в последние годы, а, напротив, … ту, что издавна / αλλά την πάλαι/ выверялась со всей пунктуальностью /μετά πάσης ακριβείας/ и тщательностью /επιμελείας/ нашими предшественниками»); и Правило I св. Василия («нашим обязательством является не ответная вежливость, а сохранение точности / αλλά δουλεύειν ακριβεία κανόνων/ Правил).
25. Р., стр. 53.
26. Р., стр. 370.
27. Р., стр. 53.
28. Там же
29. Там же.
30. Е., стр. 147xi.
31. Е., стр. 131.
32. Е., стр. 147xxiv. Ср. Е., стр. 147iv.
33. Е., стр. 147v.
34. Κατά αιρέσεων (Против ересей) III, 1, PG 42:448А.
35. Περί του Αγίου Πνεύματος (О Святом Духе) κεφ. γ. (3), PG 32:76.
36. Е., стр. 127. Ср. Е., стр. 141. Ср. О., стр. 475.
37. Е., стр. 131. «Одним словом, крещение, совершаемое еретиками, нужно полностью отвергнуть, а крещение раскольников принять при условии, что оно освящается (εγκαινιζόμενον – досл. «обновляется») только миропомазанием». Е., стр. 127.
38. Р., стр. 370.
39. О., стр. 488, 491. Ср. Χρ. Ανδρούτσου, Δογματική της Ορθοδόξου Ανατολικής Εκκλησίας, Αθήναι 1956, σ. 301 ε.
40. О., стр. 421: «Таковым было крещение тех, кто крестился в трех отцов (ανάρχους), трех сыновей, или в трех утешителей».
41. О., стр. 421.
42. О., стр. 423.
43. Р., стр. 164 и 55. Ср. Р., стр. 587 и далее; М., стр. 263; О., стр. 490 («у них не было никакого крещения, и по этой причине Церковь предписала крестить их тоже»).
44. Ср. Ιερ. Κοτσώνη, Περί του κύρους..., ένθ’ ανωτ., σ. 26.
45. О., стр. 422.
46. О., стр. 422-423, 424, 488-489.
47. О., стр. 433, 434. Ср. Ευλόγιον Αλεξανδρείας, P.G. 103, 953.
48. О., стр. 421.
49. О., стр. 488.
50. Согласно Χρ. Ανδρούτσο, Συμβολική εξ επόψεως ορθόδοξου (Х. Андруцос, Символика с православной точки зрения), Θεσσαλονίκη 1963³, σ. 303/4) οικονομία – это «отклонение от того, что по сути правильно и истинно» (οικονομία είναι «παρέκκλισις από του κατ’ αρχήν ορθού και αληθούς»). Ср. Α. Αλιβιζάτου, Η Οικονομία κατά το Κανονικόν Δίκαιον της Ορθοδόξου Εκκλησίας (А. Аливизатос, Икономия в соответствии с канонически правом Православной Церкви), Αθήναι 1949, стр. 21. Ι. Κοτσώνη, Προβλήματα της «Εκκλησιαστικής Οικονομίας» (И. Котсонис, Проблемы в церковной икономии), εν Αθήναις 1957, σ. 207f. Παν. Μπούμη, Η εκκλησιαστική οικονομία κατά το Κανονικόν Δίκαιον (П. Бумис, Церковная икономия согласно каноническому праву), Αθήναι 1971, σελ. 7.
51. Практика, о которой свидетельствует Правило I Карфагенского собора, применялась на протяжении всего четвертого века, как это видно из Правил XIX Первого Вселенского собора, VIII – Лаодикийского, I и XLVII – св. Василия, а также XLVI и LXVIII Апостольских Правил.
52. Подобным образом, в Правиле XII Пято-Шеского Вселенского собора закреплено решение (по принципу οικονομία). См. Παν. Ι. Μπούμη, Το έγγαμον των Επισκόπων (Бракосочетание епископов), Αθήναι 1981, σελ. 10.
53. Ср. мнение Ι. Κοτσώνη: «В случае, когда в предшествующих Правилах предписано что-то противоположное этому святому Правилу (т.е. Правилу XCV Пято-Шеского Вселенског особора), то, что содержится в данном Правиле, преобладает» (’Οπου εις προγενεστέρους κανόνες, ορίζεταί τι αντίθετον προς τον ιερόν τούτον κανόνα, ισχύουν τα υπ’ αυτού οριζόμενα). Статья в ΘΗΕ τ. 2 (1963) στ. 1093. Тот же автор, Προβλήματα... όπ. παρ. , σελ. 187, σημ. 571. Πρβλ. Α. Χριστοφιλοπούλου, Η εις την Ορθοδοξίαν προσέλευσις... («Переход в Православие…»)., ΘΕΟΛΟΓΙΑ ΚΖ’ (1956) σελ. 59.
54. См. I. Κοτσώνη, Προβλήματα..., ένθ’ ανωτ. σελ. 91-93. Тот же автор, Περί του κύρους...., ένθ’ ανωτ., σελ. 27.
55. Р., стр. 371. Вот почему в своем примечании к Правилу XX св. Василия (Р., стр. 605) он отмечает: обратите внимание, как, согласно этому Правилу, Церковь не принимает (ου δέχεται) еретиков без крещения, хотя на основании Правила VII Второго Вселенского Собора некоторые еретики принимаются по принципу οικονομία без крещения».
56. О., стр. 488. Ср. Е., стр. 145xi: «Если принцип ακρίβεια, выраженный в Правилах, приемлет (δέχεται) крещение тех, кого по обычаю миропомазывают, тогда тот, кто применит ακρίβεια к принимающим его, не совершит греха, поскольку исполнит не противное обычаю, а более, чем обычай».
57. Е., стр. 132.
58. Κοτσώνη, Προβλήματα..., όπ. παρ., σ. 201 ε.ε. Характерное замечание св. Никодима: «Поэтому, если св. Василий отвергает обряд крещения схизматиков, так как они совершенно лишены благодати (με το να τους έλειψεν η τελειωτική χάρις), то излишне даже задавать вопрос, следует ли нам крестить еретиков». Р., стр. 52.
 
 
Сокращения
Е = Neophytos Kafsokalyvitis, Επιτομή των Ιερών Κανόνων (Неофит Касокаливитис, Сборник священных Канонов), (неопубл.).
Р = Πηδάλιον… υπό Αγαπίου Ιερομονάχου και Νικοδήμου Μοναχού (Кормчая иеромонаха Агапия и монаха Никодима), 8 изд. Αθήναι 1976. Ср. английский перевод D. Cummings (Chicago, 1957), и особенно примечания Св. Никодима и его пояснения к соответсвующим Правилам. В данной работе приводятся все ссылки на Кормчую, они переведены заново с греческого издания 1976 г.
М = Αθανασίου Παρίου, Ότι οι από Λατίνων επιστρέφοντες, αναντιρρήτως, απαραιτήτως και αναγκαίως πρέπει να βαπτίζωνται και Επιτομή… των θείων, της πίστεως δογμάτων… (Афанасий Парийский, О том, что обращенные из латинян должны быть безоговорочно, обязательно и необходимо крещены и Сборник… святых догматов веры). Leipzig, Saxony, 1806. Выдержки в работе: Θεοδωρήτου Μοναχού, Αγιορείτου, Μοναχισμός και Αίρεσις (Монах Феодорит Святогорец, монашество и ереси), Афины, 1977, стр. 263 и далее.
О = Τα σωζόμενα εκκλησιαστικά συγγράμματα Κωνσταντίνου Πρεσβυτέρου και Οικονόμου του εξ Οικονόμω… (Сохранившиеся духовные труды пресвитера Константина Икономоса Икономийского, опубликованные С.К. Икономийским) τόμος Α’, Αθήνησι αωξβ’, σελ. 398-515.

Категория: Богословие | Добавил: yuriy (03.07.2009) | Автор: Профессор Георгий Д. Металлинос
Просмотров: 1551 | Комментарии: 10 | Теги: исихасты, колливады, исповедую едино крещение, богословие, 2 правило 7 Вселенского Собора, крещение, исихазм | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 10
10  
Водонепроницаемая экшен-камера. Всецело новая, компактная и в своём роде уникальная [url=http://www.centroline.ru видеокамера[/url] ради экстремальных видов спорта и активного отдыха.Она представляет собой мини-камеру, которая позволят вам посылать записанное фото и видео стойком на частный айфон, смартфон alias планшетный компьютер, а также позволяет походить в режиме реального времени по каналу беспроводной связи Wi-Fi.

9  
Официальный сайт Екатерины Слезкиной - www.ekaterina-music.ru
Красивые песни MP3, отличное видео, огромная галерея фотографий. Гостевая книга, форум.
Организация праздников, корпоративов, концертов. Уроки вокала.
Все на сайте http://www.ekaterina-music.ru , почта - e.slezkina@gmail.com ,
телефон по вопросам проведения мероприятий +7 (926) 573-13-37

8  
ООО «ЛандХаус». Установка и монтаж натяжных потолков во Владимире и Владимирской области,
а так же в Гусь-Хрустальном, Камешково, Коврове, Вольдинском, Судогде
Гарантия качества, быстрый монтаж, оптимальные цены.
Бесшовные, многоуровневые, «звездное небо», фотопечать.
Ждем Вас на нашем сайте http://np-landhaus.ru/
Телефоны: 8 (920) 904-04-25, 8 (904) 592-30-30, 8 (904) 035-66-73. Land.haus@mail.ru

7  
ООО "ДИЕЛ" - проектирование, производство и строительство дачных домов, бань, беседок. Ждем Вас на нашем сайте http://хорошая-дача.рф
тел. 8 (921) 207-60-11, e:mail - diel.1@yandex.ru

6  
Срочный ремонт холодильников в Москве и ближайшем подмосковье.
Без выходных и праздников. 24 часа. Умеренные цены, качество, гарантия до 3-х лет, скидки льготникам.
Выезд мастера в день подачи заявки.
Тел. (495) 220-31-78. Ждем Вас на нашем сайте http://remholod.msk.ru/

5  
киви кидала номера киви на которые переводились деньги и не получались заявленные услуги:
89658237596 кидала
89607819274 кидала

8 965 823 75 96 кидала
8 960 781 92 74 кидала
Ложите деньги на свой страх и риск, человек очень хорошо обрабатывет жертв посретством СМС общеня

Заявление по деятельности мошенника также передано в прокуратуру новосибирской области, в которой и зарегисрированы симкарты телефонов
также написана петиция в сервис киви

4  
Оферта: оффициал, оффшоры, хранение
Условия: акцепт, эстоппель
От $0,5 млрд, премия 1%
+7 (916) 858-68-05, +7 (951) 653-89-71

info@green-carts.ru http://greeen-carts.ru

3  
Если Вы не знаете куда деть старый сломаный автомобиль? Выход есть! Утилизация. Выкуп и вывоз авто. Снятие-постановка на учет в ГАИ. Помощь при страховых случаях. Цены на http://util-m.ru/ и по телефону 8 495 364-85-10.

2  
Как прогнать свой сайт? Как поднять посещаемость? Как поднять Тиц и Pr?
Прогон по каталогам ничего не дает, мы предлогаем уникальную возможность прогона по дешевым ценам!
СУПЕР ПРОГОН ВАШЕГО САЙТА: (icq 618204327)

[b]ТАРИФЫ:[/b]

Наши тарифы прогона сайта по солянке:

Прогон по базе из 5000 сайтов стоит 150 руб
Прогон по базе из 10000 сайтов стоит 250 руб
Прогон по всей базе (примерно 30 000 сайтов) сайтов стоит 500 руб
_______________________________________

Тарифы прогона сайта по профилям:

Регистрация 3000 профилей на разных форумах ( с вашими сылками внутри аккаунтов) ВСЕГО 100 руб !!!!! (придет 3000 писем)
Регистрация 10000 профилей на разных форумах ( с вашими сылками внутри аккаунтов) ВСЕГО 300 руб !!!!! (придет 10000 писем)
Регистрация 25000 профилей на разных форумах ( с вашими сылками внутри аккаунтов) ВСЕГО 600 руб !!!!! (придет 25000 писем)
_____________________________________

Тарифы рекламного прогона сайта по форумам:

Прогон 3000 постов на разных форумах (Ваш рекламный текст в постах) Всего 210 руб (придет 3000 писем)
Прогон 10000 постов на разных форумах (Ваш рекламный текст в постах) Всего 600 руб (придет 10000 писем)
Прогон 25000 постов на разных форумах (Ваш рекламный текст в постах) Всего 1200 руб (придет 25000 писем)
___________________________________________

Наши тарифы прогона сайта по форумам:

Прогон 3000 постов на разных форумах ( с сылками внутри текста) Всего 150 руб (придет 3000 писем)
Прогон 10000 постов на разных форумах ( с сылками внутри текста) Всего 450 руб (придет примерно 10000 писем)
Прогон 25000 постов на разных форумах ( с сылками внутри текста) Всего 900 руб (придет примерно 25000 писем)
_______________________________________________

Тарифы прогона сайта по гостевым книгам:

Размещение сообщения в гостевой книге на 3000 сайтов (Размещается сообщение в гостевой книге с вашим объявлением или сылкой на сайт) Всего 120 руб
Размещение сообщения в гостевой книге на 10000 сайтов (Размещается сообщение в гостевой книге с вашим объявлением или сылкой на сайт) Всего 300 руб
___________________________________________

Наши тарифы прогона сайта по комментариям:

Размещение комментариев на 3000 сайтов (Размещается комментарий на сайтах с вашим объявлением или сылкой на сайт) Всего 150 руб (придет около 3000 писем с регистрацией на сайтах, где добавлялись комментарии)
Размещение комментариев на 10000 сайтов (Размещается комментарий на сайтах с вашим объявлением или сылкой на сайт) Всего 450 руб (придет около 10000 писем с регистрацией на сайтах, где добавлялись комментарии)
_____________________________________

Для оформления заказа вам необходимо написать в Icq 618204327 для связи!
Гарантия! Полный отчет!

1  
По моему тема весьма интересна. Предлагаю всем активнее принять участие в обсуждении.

[url=http://www.tips2sports.com]ставки на спорт
[/url]

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]