Категории раздела

Наш опрос

Декларация 1927 г. это...
Всего ответов: 184

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Рассылки Subscribe.Ru
Лампада. Свет во тьме светит



Христианская поисковая система.


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ 



Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое.

Христианский рейтинг ChristForum.info









Главная » Статьи » Богословие » Богословие

ИСПОВЕДУЮ ЕДИНО КРЕЩЕНИЕ: изъяснение правила. Экклезиологические предпосылки
 
  Для того, чтобы понять метод, с помощью которого наши авторы комментируют интересующее нас Правило, необходимо познакомиться с их исходными принципами, отражающими уровень духовности того времени, с одной стороны, и богословские убеждения авторов, с другой. Эти убеждения очерчены следующими экклезиологическими и каноническими рамками:

  а) Основание их богословской позиции мы находим у Апостола (Еф. 4:5): «Один Господь, одна вера, одно крещение» и, следовательно, одна Церковь, в которой только и являются таинства действительными и спасительными. Такой Церковью является для них Православная Церковь (1). Другими словами, они строго следуют экклезиологии св. Киприана Карфагенского. (2) Ей, как правило, следовал и весь Православный Восток, (3) в противовес Западу, который (и в этом вопросе тоже) шел за блаженным Августином.

  б)  Апостольские Правила (XLVI, XLVII, L и LXVIII), которые определенным образом законодательно упорядочивают таинство крещения, имеют исключительную и непререкаемую силу. Упомянутые богословы не просто считают, что Апостольские Правила принадлежат Церкви, но также что они подлинно Апостольские (4), и из этой подлинности следует их высокий авторитет в Церкви. Так, эти Правила всегда приводятся раньше дргих групп законов, и при этом с ними согласуются как Правила соборов (Вселенских и Поместных), так и правила святых отцов (5) ввиду их фундаментального значения для церковной жизни. Что касается крещения, согласно нашим авторам, решение собора, возглавленного св. Киприаном в 258 г., было основано на вышеупомянутых Апостольских Правилах. И это решение приобрело силу вселенского закона после его «ратификации» Правилом II Пято-Шестого Вселенского Собора (6). Поэтому не может существовать решение Церкви, противоречащее Апостольским Правилам, Правилу св. Киприана и даже Правилам св. Василия Великого (I и XLVII), которое в соответствии с правилом II Пятого Собора также приобрели силу вселенских Законов (7).

  в) Что касается именно таинства крещения, согласно Еф. 4:5 и Символу веры, существует только одно, единственное, крещение, крещение одной, Единой, Церкви, т.е. Православной Церкви (8). Это, собственно, есть «крещение», осуществляемое тремя погружениями в воду и выходом из нее, поскольку термин βάπτισμα может означать только это (9). Крещение тройным погружением в воду есть «богопереданное» (θεοδίδακτο) и «богопреданно» (θεοπαράδοτο) (10); это подтверждается Апостольскими, соборными и святоотеческими Правилами. (11) «Мы веруем именно в такое крещение, - отвечает Икономос, - и это единственное крещение, которое мы исповедуем, и оно больше не повторяется» (12)

  г) Еретики разного рода, перечисленные св. Василием Великим в Правиле I (наши богословы придерживаются его точки зрения и по этому вопросу) (13), находятся вне Церкви, и поэтому их «крещение», полностью лишенное своей сути, - это «псевдокрещение» (ψευδοβάπτισμα), которое «не является истинным» (ουκ αληθές) (14), так как оно совершается совершенно за пределами Церкви (15). Отсюда следует, что если даже оно соуществляется тремя погружениями, то есть в соответствии с правилами церковного крещения, оно ни в коей мере не может считаться «просвещением», а является, по сути «осквернением» (16). Еретики не могут иметь истинного крещения, ибо их вера неполноценная (νοσούν κατά την πίστη) (17), и поэтому «крещение, которое они проводят, бесполезно, т.к. не зиждется на благочестии» (με το να υστερήται την ευσέβειαν) (18). По словам Неофита, вера еретиков «предана анафеме, а наша вера благословена. Аналогично, наше и их крещение – это не одно и то же» (19). Следовательно, как отмечает Св. Никодим, даже в случае, если еретики правильно призывают Святую Троицу и точно совершают крещение, «самые святые слова произносимые их устами, остаются недействительными и бесплодными» (20).

  Кроме того, еретики не могут иметь подлинного крещения и потому, что у них нет священства. Священство и крещение взаимосвязаны (21), и «поэтому совершенно необходимо принять либо то и другое вместе, либо не принимать ничего» (22). Еретическое крещение «не может преподать отпущение грехов» (23), и поэтому все еретики, обращающиеся к Православной Церкви, должны быть обязательно крещены (24). Приведенные аргументы явно основаны на Правиле св. Киприана и Правиле XLVII св. Василия Великого (25), которые, по мнению колливадов, проложили дорогу принципу «акривии» (26), согласно которому для обсуждения действительности еретических таинств нет основания в них самих.

  д) Изменением «богопреданной» формы единого крещения Церкви «без крайней необходимости» (27) представляет собой «непростительное нарушение апостольской традиции» (28), которое «омерзительно и гнусно» (29). По мнению Неофита, крещение «исповедуемо как догмат» (30), и «тройное погружение» само по себе – это тоже «догмат» (31). Крещение – это не просто «церковное законоположение», которое можно «рассмотреть с точки зрения обычаев и традиции, это то, что относится к области самой веры» (32). Поэтому проводить различие между вероисповеданиями по тому, как проходит крещение, недопустимо. На вопрос: «Что более значимо и существенно – внешний вид или вера?» - Икономос отвечает: «то и другое» (33). И далее цитирует св. Василия Великого, согласно которому «вера и крещение суть два вида спасения, между собою сродные и нераздельные; ибо вера совершается крещением, а крещение коренится в (θεμελιούται) вере» (34). Правильное исповедание веры должно, по словами Икономоса, сопровождаться «совершенным» крещением, ибо только такое крещение, «в свою очередь, совершенствует веру» (35).

  е) То, что для осуществления таинства крещения необходимо совершать тройное погружение в воду, соответствует его догматической природе. Тройным погружением мы «исповедуем догмат о богоначальной Святой Троице, призываемой в молитвах», а также «догмат о домостроительстве Христа Бога и Спасителя нашего», поскольку три погружения в воду и выхода из нее «являются символическим прообразом Его смерти, погребения и Его Воскресения в третий день» (36). По словам св. Никодима, речь идет не осимволизме только, но о реальности, потому что «человек действительно переживает в себе смерть Господа. То есть, принимая крещение, он умирает и погребается в крещенской воде со Христом» (ср.: Рим. 6:4). Без трех погружений в воду обойтись «невозможно, т.к. в нас должно произойти подобие смерти Христа и трехдневного погребения». Помимо этого, православно крещение олицетворяет «схождение души Господа во ад». Поэтому, если «через уподобление погребению Христа» Бог действует в теле человека, которого крестят, то «через уподобление сошествию во ад» обоживается его душа. Так св. Никодим подытоживает святоотеческое учение по этому вопросу (37).

  Приведенные выше исходные положения помогают нам правильно оценить богословскую позицию как колливадов, так и К.Икономоса, который придерживался того же мнения, что и они, относительно Правила VII, принятого на Втором Вселенском соборе, а также в целом относительно возможности перехода в Церковь старых и новейших еретиков.

Проф. Георгий Д. Металлинос,
"Исповедую едино Крещение... изъяснение и применение Правила VII Второго Вселенского Собора отцами колливадами и Константином Икономосом"


1. Р., стр.. 51, 57. E, стр. 139, 142, 147 xiii-xiv (одно крещение в одной Церкви). O, стр.. 499, 485, 511.
2. Επιστ (Письма) 73:21 and 69:1, 2, 10; Ср. Tertullian, De baptismo 15
3. См. T. Ware, указ. Соч., стр. 82
4. Согласно Неофиту (E, стр. 132), через них вещает «собор Апостолов»; ср. стр. 131, 132, 133, «величайший из всех соборов, а именно, Апостольский», E, стр. 143-144. См. Р., стр. xxiv, 53, 55. О, стр. 399, 452-453, 480. Во времена Икономоса, протосинкел епархии Аргоса Е. Диогенитис подверг сомнению авторитет Апостольских правил. См. G. D. Metallinos, Το ζήτημα της Μεταφράσεως της Αγίας Γραφής εις την Νεοελληνικήν κατά τον ΙΘ’ αιώνα. Афины 1977, стр. 394 (протопресвитер Георгий Металлинос, Вопрос перевода Священного Писания на современный греческий язык в 19 веке). Икономос опроверг эту точку зрения в специальном исследовании, упомянутом выше. (Περί των τριών Ιερατικών της Εκκλησίας βαθμών Επιστολιμαία Διατριβή… εν Ναυπλία 1835).
5.  Πηδάλιον (Кормчая), стр. 55, О, стр. 453-454
6. Е., стр. 128, 142, Р., стр. 51, 370-371, О., стр. 453. Неофит провозглашает: «Я скорее отойду в мир иной, чем откажусь от непреложного порядка, который установлен Карфагенским собором»), стр. 142.
7. Е., стр. 142, 147а-147b. Р., стр. 52. О., стр. 426, 451. М., стр. 263.
8.  Р., стр. 51. По словам Неофита: «В таком случае, если наше крещение и крещение еретиков – это одно и то же, тогда и наша вера с их верой – одно и то же, т.к. Господь един. Однако на самом деле наша вера и их вера не есть одно и то же, а поэтому и крещение не является таковым, и Господь не пребывает с ними». Е., стр. 142. Ср. О., стр. 441-454, 485. Икономос говорит о «православном крещении». По его мнению еретические таинства не являются «действительными» (άπρακτα) (стр. 459).
9. Βαπτίζω, от βύπτω = βουτώ, т.е. окунать, погружать под воду. О., стр. 402. Икономос обстоятельно опровергает аргументы своих оппонентов (стр. 398 и далее). Ср. стр. 436, 442. Р., стр. 63. Согласно Афанасию Парийскому (М., стр. 266), крещение означает «погружение в воду человека, который крестится» (βάπτισμα σημαίνει «εντός ταυ υγρού υποβρύχιον ποιείν τον βαπτιζόμενον).
10. О., стр. 399, 426. Ср. стр. 413: «всесвятое и истинное» (πανάγιον και αληθινό). Согласно Вселенским Соборам, «троекратное погружение в воду  и выход из нее являются исполнением заповеди Божией и символизирует триединого Бога». Ιωάννου Ρίννε, (Μητροπολίτου Ελσιγκίου), Ενότης και ομοιομορφία εν τη Εκκλησία, κατά το πνεύμα των Οικουμενικών Συνόδω, (Θεσσαλονίκη 1971, σ. 37/38. Архиепископ Финляндский, Единство и единообразие в Церкви в духе Вселенских соборов).
11. Р., стр. 63, О., стр. 399.
12. О., стр. 426. Согласно Неофиту: «Церковь Христова исповедует одно крещение; и это не только в том смысле, что она не крестит никого дважды, но также и в том, что она крестит каждого одним и тем же крещением, а не то чтобы кого-то одним видом крещения, а кого-то другим». Е., стр. 142.
13. См. Е., стр. 126; Р., стр. 587; О., стр. 89, 420.
14. Е., стр. 134; Р., стр. 51, 55, 370; О., стр. 413.
15.  Ср. Ιερ. Κοτσώνη, Περί του κύρους της Ιερωσύνης των Αγγλικανών από της απόψεως του Κανονικού Δικαίου της Ορθοδ. Εκκλησία, (Иер. Котсонис О действительности англиканских обрядов с точки зрения канонического права Православной Церкви), Αθήναι 1957, стр. 18. Согласно Неофиту (Е., стр. 127), «крещение еретиков совсем не признается (παντελώς αθετείται), а крещение раскольников принимается при условии «когда оно освящается просто миропомазанием» на основании Апостольских Правил XLVII и LXVIII, Правила I Киприана и Правила XLVII Василия Великого.
16. Е., стр. 133, 147 и дал. Неофит опирается здесь на мнение святых Отцов: Киприана, Афанасия Великого, Василия Великого, Правило VIII Лаодикийского Собора и Апостолькие Правила.
17. Е., стр. 142; 135-136.
18. Р, стр. 52-53.
19. Е., стр. 137.
20. Р, стр. 56. А согласно Неофиту, «для успешного совершения таинства просто троекратного погружения с призыванием Святой Троицы не достаточно самих по себе», Е., р. 147 xiv. Это связано с тем, что «истинное крещение в соответствии с Апостольским Правилом XLVII следует рассматривать не только как совершаемое во имя Отца и Сына и Святого Духа тремя погружениями, но и как осуществляемое с верным исповеданием (εν υγιά της Τριάδος ομολογία) Святой Троицы…» Е., стр. 139.
21. «В случае крещения и рукоположения действует один и тот же принцип», Е., стр. 147 xxii. Ср. О., стр. 459, 492; Е., стр. 133f: «Οι αιρετικοί ούτε ορθόδοξοι εισιν, ούτε ιερείς» («Еретики суть неправославные и не священники»). Е., стр. 137. Ср. Апостольское Правило LXVIII и Αποστολικόν και Αποστολ. Διατάξεις (Апостольские постановления) VI, 15.
22.  Е., стр. 147 xxii. Согласно Апостольскому Правилу LXVIII, у еретиков нет священства, и поэтому «обряды, совершаемые ими, являются неосвященными, лишенными (άμοιρα) благодати и благословения», Р., стр. 50, 52. «В соответствии с Апостольскими Правилами, их священники – ложные (ψευδείς), поэтому их крещение, естественно, также является ложным (ψευδές δήπου), Е., стр. 147xiii.
23. Е., стр. 147xiv. Неофит правильно продолжает: «Ибо если оно все-таки преподает таковое, тогда их переход в Церковь лишен смысла (αλόγως), и еретики, которые его не совершают, знают это».
24. Р., стр. 370.
25. Е., стр. 132.
26. Это было «узаконено» Правилом II Пято-Шестого Вселенского собора. О, стр. 491. О том, как наши авторы понимают «акривия» и «икономия» см. стр. 50-58 данной работы.
27. О, стр. 398.
28. Там же.
29. О, стр. 485.
30. Е, стр. 147xiv. Также согласно Икономосу, «инновация» (καινοτομία), касающаяся формы крещения, «не является ересью, т.е. догматической ересью, в соответствии с точным значением этого слова… Тем не менее, это гнусная и отвратительная практика, которая никоим образом не снимает вину ереси. Это порочное изобретение еретиков и фальсификация богопреданной формы (τύπου) крещения…». О., стр. 485. Другими словами, это плод ереси!
31. Е, р. 147xvii. Ср. Правило I св. Василия Великого и Περί Αγίου Πνεύματος (О Святом Духе) гл. 27, PG 32:185C f.
32. Е., стр. 147xiv.
33. О, стр. 425.
34. О Святом Духе, гл. 12, PG 32:117В. Ср. Е, стр. 147xiv, 147xvii.
35. О., стр. 426.
36. О., стр. 398-399, М., стр. 299, ср. Т.Ware, стр. 91 и далее.
37. Р, стр. 63f.

Сокращения

Е = Neophytos Kafsokalyvitis, Επιτομή των Ιερών Κανόνων (Неофит Касокаливитис, Сборник священных Канонов), (неопубл.).
Р = Πηδάλιον… υπό Αγαπίου Ιερομονάχου και Νικοδήμου Μοναχού (Кормчая иеромонаха Агапия и монаха Никодима), 8 изд. Αθήναι 1976. Ср. английский перевод D. Cummings (Chicago, 1957), и особенно примечания Св. Никодима и его пояснения к соответсвующим Правилам. В данной работе приводятся все ссылки на Кормчую, они переведены заново с греческого издания 1976 г.
М = Αθανασίου Παρίου, Ότι οι από Λατίνων επιστρέφοντες, αναντιρρήτως, απαραιτήτως και αναγκαίως πρέπει να βαπτίζωνται και Επιτομή… των θείων, της πίστεως δογμάτων… (Афанасий Парийский, О том, что обращенные из латинян должны быть безоговорочно, обязательно и необходимо крещены и Сборник… святых догматов веры). Leipzig, Saxony, 1806. Выдержки в работе: Θεοδωρήτου Μοναχού, Αγιορείτου, Μοναχισμός και Αίρεσις (Монах Феодорит Святогорец, монашество и ереси), Афины, 1977, стр. 263 и далее.
О = Τα σωζόμενα εκκλησιαστικά συγγράμματα Κωνσταντίνου Πρεσβυτέρου και Οικονόμου του εξ Οικονόμω… (Сохранившиеся духовные труды пресвитера Константина Икономоса Икономийского, опубликованные С.К. Икономийским) τόμος Α’, Αθήνησι αωξβ’, σελ. 398-515.
 
Категория: Богословие | Добавил: daria (12.06.2009) | Автор: Профессор Георгий Д. Металлинос
Просмотров: 1567 | Теги: колливады, исихазм, 2 правило 7 Вселенского Собора, исихасты, богословие, исповедую едино крещение, крещение | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]