От «цареборчества» к монархизму: эволюция взглядов лирического героя Марины Цветаевой в цикле «Лебединый стан» Приступая к циклу М. Цветаевой «Лебединый стан», необходимо отметить, какими критериями мы руководствовались при выборе тех или иных стихотворений. Мы рассматриваем взгляд лирического героя Цветаевой на связь между Церковью, Царем и Царством и Россией. Наша цель – проследить эволюцию взглядов Цветаевой от «цареборческих» до ортодоксально-монархических.
Известен факт положительного взгляда Цветаевой на Февральскую революцию и осуждение Царя за его «неправильные действия», однако этот взгляд следует рассматривать скорее в гендерном аспекте (а не в социо-политическом), поскольку нам видится сомнительным мнение, что Цветаева оценивала революцию с твердой гражданской позиции. Видя гибельное положение Царской Семьи (и как проекцию – гибельное состояние России), она как мать винила в происшедшем отца семейства – Царя Николая, который в то же время являлся отцом для России. Но она, не разделяя этих понятий, проецировала свое отношение к отцу на Царя как Помазанника и Царство вообще:
Пал без славы
Орел двуглавый.
- Царь! - Вы были неправы.
Цветаева поначалу не видела истинную харизму Царя, истоки которой мы находим еще в Ветхом Завете. После того, как израильский народ потребовал у Бога царя, то Сам Господь чрез Пророков указывал на помазанника Его. «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1 Цар. 16:13)...
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ